Негативная информация в Сети может наносить бизнесу ущерб, сравнимый с потерями от бытовых краж и пожаров. В некоторых случаях люди готовы платить любые деньги, чтобы убрать из публичного доступа в Интернете нежелательные материалы. Мы попробовали разобраться, чем же так страшен онлайн-негатив и как с ним бороться.

Всевозможные форумы и сайты отзывов о компаниях нередко используются для мести бывшим работодателям и конкурентам по бизнесу. В информационную эпоху даже двух-трёх грамотно написанных постов достаточно, чтобы на компанию уже смотрели с опаской, а то и вовсе отказывались от какого-либо взаимодействия. При этом практически все площадки не требуют от авторов никаких документов, подтверждающих изложенные в отзыве факты, что создаёт благодатную почву для манипуляций.

Данная проблема является крайне актуальной и очень болезненной для многих компаний, поэтому мы решили проанализировать современные способы ее решения. В EpicCenter, одном из ведущих столичных репутационных агентств, нам порекомендовали услугу по удалению негативных отзывов как самый простой и доступный способ защитить своё доброе имя и восстановить корпоративную репутацию в Сети.

«Сегодня уважающие себя компании не нанимают хакеров, обещающих взломать и очистить любой портал от грязи, и не шантажируют бывших сотрудников в надежде, что они сами удалят отзывы с публичных площадок, — рассказывает генеральный директор агентства Дмитрий Лебедев. — Заниматься удалением отзывов самостоятельно, значит отрывать сотрудников от основной работы, тратить много времени, сил и денег, а результат при этом может быть и отрицательным. Даже профессиональные маркетологи, никогда не занимавшиеся репутационным менеджментом, не знают всех нюансов такой работы, а просто так «уговорить» крупный сайт избавиться даже от одного отзыва абсолютно невозможно».

Легальные способы и быстрый положительный результат

По словам руководителя репутационного агентства, избавиться от негатива в информационном поле с помощью профессионалов намного проще, надежнее и, что немаловажно, дешевле. Удаление отрицательных отзывов осуществляется абсолютно легально. Как нам рассказали в EpicCenter, способы могут быть самыми различными, от юридических (подготовка претензий, отправка адвокатских запросов, обращений) до сотрудничества с уполномоченными органами. Часть удалений проходит благодаря партнерству с администрацией портала, на котором размещена нежелательная информация.

Сотрудничество с профессионалами имеет множество важных преимуществ по сравнению с любыми возможными альтернативами:

  • - возможность удаления негативных отзывов и любых других материалов со всех крупнейших сайтов в Рунете;
  • - удаление информации с сайтов, импортирующих данные с других порталов;
  • - оперативное удаление нежелательной информации из кэша поисковых систем;
  • - различные инструменты противодействия целенаправленным PR-кампаниям;
  • - экономическая целесообразность.

Таким образом, если сегодня вы теряете потенциальных соискателей, клиентов и партнеров из-за негатива в Сети, то эту ситуацию можно в разумные сроки исправить и сделать имидж компании в Интернете привлекательным для сотрудничества.

Можно ли помочь жертвам чёрного пиара в Интернете?

Размещение негативной информации в Сети может носить не только импульсный, но и спланированный характер. В EpicCenter отмечают: «Если со стороны «заказчика» работают грамотные пиарщики, то нередко получается, что в первых строках выдачи поисковиков, например, по названию компании и основным ключевым словам присутствует сплошной негатив, грязь и совершенно вопиющие «факты», причём из разных источников, а ведущие порталы отзывов постоянно пополняются новыми недовольными откликами.» В этом случае репутационное агентство предлагает воспользоваться следующими услугами:

  • - формирование списка основных площадок, где размещены негативные отзывы, и определение списка сайтов, использующих информацию с сайтов-доноров (обычная практика для небольших, развивающихся интернет-проектов);
  • - выявление наиболее опасных материалов с нежелательной информацией о компании;
  • - последовательная работа по удалению отрицательных отзывов и нежелательной информации в установленном порядке;
  • - параллельное написание и размещение в авторитетных источниках, новостных агрегаторах нейтральной и положительной информации о компании, а также вытеснение негативных материалов по основным ключевым словам.

Практика показывает, что массированные кампании, использующие в качестве основного инструмента чёрный пиар редко бывают длительными, так как это было бы очень дорого для заказчиков. Поэтому и восстановление репутации хоть и займёт больше времени, чем размещение негативных отзывов в Сети, но потребуется лишь однажды и точно уложится в разумные сроки.

Компания наносит ответный удар: наполнение Сети позитивом

Пользуются популярностью и услуги по управлению репутацией в Сети. Это намного более широкая сфера деятельности, чем просто удаление негатива, но именно данный инструмент позволяет избавиться от последствий размещения отрицательных отзывов, а также минимизировать ущерб от возможного повторного размещения такой информации в будущем. «При этом, — подчеркивает Дмитрий Лебедев, — на реальные отрицательные отзывы обязательно стоит реагировать конструктивно и бороться не со следствием, а с причинами их появления».

Репутационное агентство в рамках проекта проводит постоянный мониторинг информационного пространства и оперативно реагирует на появление новых материалов о компании. Параллельно проводится работа по написанию и размещению материалов, оказывающих благоприятное влияние на имидж компании в Сети. Когда объём и качество положительной и нейтральной информации достигает определённой «критической массы», отдельные негативные отзывы, особенно не содержащие никаких аргументированных фактов, уже не представляют опасности.

Такая работа и глубокий анализ также позволяют обратить внимание руководства на хронические проблемы и внутренние «болевые точки», чтобы в будущем исключить даже саму возможность появления в Сети отрицательной информации по отдельным вопросам. Обратная связь всегда полезна, даже если речь идёт о негативных отзывах, а серьезный подход поможет минимизировать последствия критики для репутации в публичном информационном поле.