Члены Общественной палаты предлагают изменить действующий порядок проверки религиозной литературы на экстремизм. По их мнению, правоохранительные органы проявляют необоснованный интерес к священным текстам традиционных для России религий, а проводимая по их заданию экспертиза зачастую носит неквалифицированный или даже «заказной» характер.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», на основании которого запрещают религиозные книги, не в первый раз обращает на себя внимание Общественной Палаты. В последний раз в ее стенах эту проблему обсуждали в июне 2012 года. Поводом для заседания тогда стало шумное судебное разбирательство вокруг признания экстремистской книги «Бхагавад-гита как она есть». Упорство томской прокуратуры, трижды (!) пытавшейся через суд запретить толкование священного для индуистов текста, едва не рассорило Индию с Россией и вызвало ожесточенные протесты среди специалистов и общественности.
Президент не верит в силу запретов
О намерении Общественной Палаты вновь обратиться к этой теме стало известно на прошлой неделе. Возможно, к этому ее подвигли события минувшего года, который был отмечен новыми скандалами, связанными с запретами религиозных книг. В сентябре 2013 года по иску транспортной прокуратуры города Новороссийска был признан экстремистским «Смысловой перевод Корана» авторства азербайджанского богослова Эльмира Кулиева. Запрет популярного перевода, который включал в себя и арабский текст священной книги, вызвал нешуточное волнение среди мусульман страны и их единоверцев за рубежом. Негодование верующих, кое-где вылившееся в организованные протесты, обратило на себя внимание властей. Спустя месяц о проблеме заговорил ни кто-нибудь, а президент Владимир Путин. На встрече с муфтиями в Уфе он заявил о малоэффективности государственных запретов и высказался за реформирование системы экспертизы религиозной литературы. По мнению Путина, ей должны заниматься религиозно-правовые общественные институты, к работе которых будут привлечены авторитетные эксперты – юристы и языковеды. Компанию им составят мусульманские духовные лидеры.
Неподсудность священных писаний
Пожелания главы государства были услышаны: в своем обращении члены Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести предлагают привлекать к экспертизе лишь квалифицированных экспертов из числа научно-религиоведческого сообщества. Участие в ней религиозных деятелей пока под вопросом – соответствующая рекомендация отсутствует в предложенном для обсуждения тексте, однако на необходимости ее настаивают некоторые члены комиссии, выступившие с альтернативными проектами. Среди них – председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин и председатель Общественной палаты Республики Татарстан Ильгиз Хайруллин. Главное же, по мнению общественников, из процедуры проверки на экстремизм следует исключить священные книги религиозных традиций – как традиционных для России, так и известных в мире.
Проект обращения будет доработан и направлен в Генпрокуратуру на этой неделе. Отметим, в настоящее время в списке экстремистских материалов на сайте Министерства юстиции значится 2106 наименований, в числе которых статьи, номера газет, листовки, видеоролики и даже песни. В черный список, помимо перевода Корана, попали труды классиков мусульманской мысли, такие как «Жизнеописание пророка» Ибн Хишама, сочинения имамов аль-Газали и ан-Навави.
Мнение экспертов:
Юрий Михайлов, основатель и главный редактор научно-издательского центра «Ладомир»
Я убежден, что к экспертизе следует привлекать религиоведов узкого профиля, чтобы, к примеру, оценкой мусульманских занимались непременно исламоведы и т.д. Только эти специалисты с точностью знакомы со связанной с этой книгой традицией – старой и новой, без понимания которой ей можно придать несвойственный ей смысл, а иногда – и посчитать экстремистской. И это — вопреки мнению людей, на которых она ориентирована, которые, собственно, и являются ее читателями.
Что касается участия в экспертных комиссиях представителей религиозных общин, то, на мой взгляд, это оно должно носить главным образом представительский характер. Соответственно, эти люди должны обладать харизмой, пользоваться авторитетом среди верующих – только тогда вынесенному заключению будут верить. Впрочем, с этим качеством у современных религиозных деятелей нередко проблемы: гораздо чаще мы имеем дело с агрессивной религиозностью, которая скорее отталкивает, нежели привлекает.
Леонид Сюкияйнен, доктор юридических наук, профессор Государственного университета Высшей школы экономики
К оценке религиозной литературы должны привлекаться специалисты разного профиля: юристы – не забывайте, речь идет о правовой оценке текста, психологи – они определят, как воспринимают тексты представители иных конфессий, религиоведы и культурологи. Конечно же, нельзя обойтись без мнения религиозных деятелей – они лучше знают традицию, связанную с проверяемой книгой, однако полагаться лишь на их заключение было бы неправильно. Главный вопрос, на мой взгляд, заключается вовсе не в том, кто проверяет книгу (хотя и он, безусловно, важен), а в отсутствие четких критериев, определяющих, какую литературу следует считать экстремистской, а какую — нет. Мы надеялись, что эти критерии будут указаны в постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» в июне 2011 года, однако, увы, этого не произошло.