Еврокомиссия (ЕК) примет новые меры для того, чтобы все газопроводы, входящие на территорию Евросоюза, соответствовали правилам сообщества. Об этом сообщил на пресс-конференции в Брюсселе официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас.
«Ожидается, что Еврокомиссия примет меры, по которым все газовые трубопроводы, входящие на европейский международный газовый рынок, должны будут соответствовать правилам ЕС», — сказал он.
Представитель ЕК подчеркнул, что эта задача была одним из приоритетов, изложенных главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером в сентябре в Европарламенте. «Это предложение станет гарантией того, чтобы все главные газопроводы, входящие на территорию ЕС, соответствовали правилам Евросоюза, функционировали на таком же уровне транспарентности и были доступны другим операторам», — добавил Схинас.
Как пояснил ТАСС европейский дипломатический источник, Еврокомиссия таким образом намерена распространить действие дискриминационного для России третьего энергопакета ЕС на строительство газопровода «Северный поток — 2». ЕК хочет внести его положения в межправительственное соглашение с РФ, включая, в частности, юридическую обязанность оператора газопровода прокачивать газ независимых от «Газпрома» производителей. В настоящий момент на «Северный поток — 2» положения третьего энергопакета ЕС не распространяются, поскольку газопровод целиком находится за пределами территории ЕС.
Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин в эфире радио Sputnik отметил, что Еврокомиссия пытается всеми возможными способами расширить свои полномочия, в том числе в вопросе строительства «Северного потока-2».
«Это еще не закон, это законодательная инициатива Еврокомиссии. Они это уже «вентилировали». Существующее законодательство не оставляет никакой роли для европейских институтов в таком проекте, как «Северный поток-2». Да и «Северный поток-1», когда он реализовывался, прошел без их участия. Но Еврокомиссия любит расширять свои полномочия и участвовать в таких вопросах. И они пытаются в этом законодательном предложении расширить свои полномочия. Если эта инициатива будет поддержана, то ЕК будет иметь право выставлять определенные требования к проекту. Но я не думаю, что они могут принимать решение, нужен «Северный поток-2″ или не нужен, это решение принимать участникам проекта», – сказал Владимир Фейгин.
По его мнению, несмотря на попытки ЕК затянуть реализацию проекта, «Северный поток-2» будет построен.
«Они (Еврокомиссия) будут стараться сначала затянуть (процесс реализации проекта), а потом поставить такие условия, чтобы этот газопровод если и будет реализовываться, то близко к европейским правилам. Если это произойдет, то, конечно, придется вносить в проект определенные коррективы, надо будет вести соответствующие консультации. Безусловно, его реализация затянется. Может, это и есть одна из не декларируемых целей Еврокомиссии, чтобы продлить использование украинской ГТС. В целом я думаю, что будет сложнее реализовать этот проект в текущих обстоятельствах, но совсем не безнадежно», – отметил эксперт.
Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков напоминает, что текущая инициатива ЕК берет свое начало еще в предложениях Польши. «Поляки неоднократно предлагали ввести ограничения в третий энергопакет», — сказал он агентству «Прайм», заметив, что ограничения по большей части направлены против «Северного потока — 2». Если распространить действие третьего энергопакета на «Северный поток — 2», то часть его мощностей нужно будет резервировать «для некого альтернативного поставщика, которого, естественно, нет», отмечает эксперт.
Юшков поясняет, что сейчас фактически запрета на строительство «Северного потока — 2» нет. «Поэтому ЕК пытается создать такие условия, при которых участники проекта сами бы отказались от него», — говорит Юшков, поясняя, что если часть газопровода останется пустой, то участники проекта будут медленнее получать возврат инвестиций. «То есть себестоимость проекта сразу вырастет», — объясняет он, говоря, что в таком случае проект может стать экономически непривлекательным для участников.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов соглашается с коллегой и напоминает, что некоторые страны Евросоюза, в частности Польша, выступают резко против «Северного потока — 2». «Еще до обсуждения «Северного потока — 2» Польше было предложено расширить газопровод «Ямал-Европа», чтобы снять транзитные риски, связанные с Украиной. Польша отказалась от реализации проекта», — напоминает Фролов, добавляя, что теперь поведение Польши в отношении «Северного потока — 2» можно расценивать как некоторую обиду за ее собственный отказ. Вместе с тем, продолжает Фролов, другие страны, помимо Польши, обеспокоены возрастающей ролью Германии. «Если построить «Северный поток — 2″, то Германия становится мощным газовым узлом. Это далеко не всем участникам ЕС нравится», — говорит он, отмечая, что страна в таком случае сможет давить на соратников по ЕС.
Однако пока, как полагает Фролов, Еврокомиссия «имеет все шансы погрязнуть в обсуждениях законодательных инициатив». «Ничего не будет принято моментально, все будет еще долго обсуждаться, и, как следствие, откладываться», — говорит он, объясняя, что в первую очередь в строительстве газопровода заинтересованы Германия, Австрия, Франция и Италия. Юшков соглашается с коллегой и добавляет, что даже если ограничения будут введены, за ними сразу последует введение исключений для «Северного потока — 2», аналогично которым были сделаны Трансадриатическому газопроводу. Оба эксперта сходятся во мнении, что крупные игроки все же заинтересованы в реализации проекта, а значит, он будет в конце концов построен.
Сегодня же Еврокомиссия сообщила, что не видит необходимости в реализации «Северного потока — 2», так как, по мнению регулятора, потребление газа в Европе со временем будет только падать.
По словам же генерального директора «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой, Европе в 2025 году потребуются дополнительные объемы импортируемого газа в 50 миллиардов кубометров, в 2035 году — не менее 75 миллиардов кубометров. По оценкам компании, спрос на газ в Европе в первые три квартала 2017 года вырос на 7,3%, или на 27 миллиардов кубометров. При этом спрос на природный газ со стороны генерации вырос на 19%, отметила Бурмистрова.
По ее словам, долгосрочные перспективы спроса на газ, с одной стороны, находятся под давлением перехода темпов роста внутреннего спроса от очень высоким к умеренным. С другой стороны, сохраняется тенденция снижения добычи газа в ЕС. Это, по ее словам, приведет к растущей потребности в импорте газа — даже если перспективы спроса останутся стабильными.
Вместе с тем, Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем ежегодном докладе за 2016 год сообщало, что поставки газа из РФ вырастут до 235 млрд кубометров в 2025 году и до 307 млрд кубометров в 2040 году. Также, по оценкам экспертов МЭА, Россия на протяжении 25 лет будет оставаться мировым лидером по экспорту газа (включая сжиженный природный газ), а в периоде до 2040 года страна сохранит стратегическую позицию основного поставщика газа в Европе.