Обо всём
РЖД и «Газпром» договорились о совместном строительстве Северного широтного хода
- Семен Лозинский
30 марта представители РЖД и «Газпрома» заключили соглашение о совместной реализации инвестпроекта по строительству Северного широтного хода, который пройдет по маршруту Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево, и железнодорожных подходов к нему, следует из сообщения РЖД. Представитель «Газпрома» подтвердил РБК факт заключения соглашения.
Проект предполагает создание 707 км железнодорожного коридора, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги и обеспечит связь промышленных центров Урала и арктической территории Ямала.
Отсутствие транспортной инфраструктуры в Арктике выливается в милиар
дные потери. Укрепление конкурентоспособности российской Арктики напрямую связано с развитием инфраструктуры. «По оценкам специалистов, удорожание разработки крупнейших месторождений Западной Сибири во второй половине прошлого века было связано с опозданием строительства железных дорог. Потери — громадные, порядка 200 млрд долларов. Это отчетливо даёт нам понять, насколько важна транспортная инфраструктура сегодня. Это действительно государственная задача», — подчеркнул глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин на Северном форуме.
Глава арктического региона напомнил об основных «якорях» опорной транспортной арктической зоны. Первый — Северный широтный ход. Он позволит сократить дальность перевозок к Балтийским портам более чем на 700 км. Это будет первая концессионная железная дорога в современной России. Второй — Железнодорожный коридор Обская — Бованенково — Сабетта — создаст инфраструктуру для освоения перспективных районов недропользования, обеспечит выход транспортных магистралей к трассам Севморпути через многофункциональный порт Сабетта. Третий — морской порт Сабетта уже активно работает. Первый газовоз со сжиженным природным газом планируется к отправке уже в этом году. Ледокольный флот из 20 судов будет транспортировать жидкие углеводороды по Севморпути на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Газпром» создаст специальное дочернее предприятие, которое завершит и введет в эксплуатацию собственную железнодорожную линию Надым — Пангоды. РЖД выполнят реконструкцию участков Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги Северной железной дороги, а также линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги. Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа проинвестирует строительство автомобильной части моста через Обь и предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит льготы по налогу на имущество.
«СПК-Концессионер» профинансирует строительство и эксплуатацию линии Обская — Салехард — Надым. Она включает, в частности, железнодорожную часть мостов через Обь и Надым и подходов к ним, новый железнодорожный участок Салехард — Надым.
СШХ будут строить с 2018 по 2022 год, общая протяженность линии — 707 км. Проект призван обеспечить вывоз грузов с месторождений северных районов Западной Сибири и сократить протяженность транспортных маршрутов до портов Северо-Запада. Прогнозируемый объем перевозок составит 23,9 млн тонн, преимущественно это будут газовый конденсат и нефтеналивные грузы.
Проект СШХ существует с 2006 года. В конце февраля о возможном возвращении РЖД к реализации этого проекта сообщал «Коммерсант», по информации которого его стоимость составляет 235,9 млрд руб., из них РЖД по концессионной схеме планируют потратить 113 млрд руб.