Дела в Старом свете по-прежнему идут неважно, а Объединенная Европа далеко не такая объединенная, какой ее любят представлять еврочиновники. Участникам брюссельского саммита похвастать особо нечем. В оставшиеся до очередной встречи часы им предстоит преодолеть немало преград на пути принятия устраивающего всех плана по спасению еврозоны и ее любимого детища – евро.
Греция: платить нельзя списать
Сначала в Брюсселе встретились министры финансов еврозоны, затем министры финансов ЕС, потом «еврозоновские» министры вновь собрались на совещание. Их сменили министры иностранных дел. Следующими собрались опять финансисты, но уже с главами правительств и руководителями международных организаций. Кроме того, прошли «тройственные» встречи между Николя Саркози, Ангелой Меркель и Сильвио Берлускони. Но никаких деклараций и совместных заявлений принять так и не удалось.
— Ситуация крайне нервозная. Еще совсем недавно лидеры стран ЕС отклоняли идею выделить сотни миллиардов (!) евро на спасение Греции, — рассказал WordYou директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар. – Но за последние дни все поняли, что иного выхода просто нет. Причем если поначалу нужды Греции оценивались в 109 млрд. евро, то затем речь пошла о 252 млрд, а теперь появилась новая цифра – 400 млрд.
«Греция оказалась на пороге полной катастрофы. Если она не сможет вернуть долги, то потеряет доверие кредиторов. И не понятно, что станет с этой страной в ближайшие 10 лет. Но если она получит деньги, то за ней в очередь выстроятся Португалия, Испания и даже Италия, которые в отличие от стран Северной Европы не соблюдали финансовую дисциплину, и легко тратили деньги, выплачивая своим гражданам необоснованно высокие зарплаты и пенсии», — уверен эксперт.
Он также рассказал, что по Европе уже прошли выступления граждан разных стран, не желающих, чтобы за их счет страховали греков, стремительно катящихся к дефолту. Здесь уместно процитировать 92-летнего экс-канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, который недавно посетовал, что «финансовый кризис угрожает самой демократической системе Евросоюза».
Словом, как пишет немецкая Die Welt «евроэйфория, в которую вкладывали душу такие политики, как Аденауэр, де Голль, Гельмут Шмидт, Гельмут Коль или Йошка Фишер, почти полностью исчерпала себя в качестве движущей силы политических инициатив».
Евро: ремонт или утиль?
Для того, чтобы выделить Греции даже четверть триллиона, еврозона будет вынуждена существенно увеличить стабфонд или банкам придется списать до 60% греческих облигаций и других ценных бумаг. Банки же сейчас готовы списать 40%, хотя в июле речь шла о 21%. По этому вопросу, кстати, разошлись позиции Парижа и Берлина: Франция за списание 40% греческих долгов, а Германия – 60%. Впрочем, эти разногласия не стоит преувеличивать. Меркель и Саркози в Брюсселе сейчас часто называют «Меркози». Говорят, что теперь они встречаются друг с другом чаще, чем с членами своих семей.
Многие эксперты сомневаются, что греческую проблему удастся решить в среду. Ситуацию осложняет еще и то, что банки нельзя принудить к столь крупному списанию силой, потому что рейтинговые агентства уже предупредили: они будут рассматривать такой шаг как признание банкротства Греции со всеми вытекающими отсюда трудно прогнозируемыми последствиями.
Для Европы шестидневный (если сложить обе встречи на высшем уровне и наполненные лихорадочной работой дни между ними) саммит, конечно, стал рекордом. Завершится он в четверг, когда 10 членов ЕС, не входящих в еврозону, утвердят решения, принятые коллегами в среду. Если, конечно, будет что утверждать.
Евросоюз вновь показал свою неповоротливость и медлительность и получил очередную порцию ворчания от Вашингтона и Пекина. К хору критиков подключился и британский премьер Дэвид Кэмерон. В ответ раздраженный Николя Саркози предложил ему, если верить лондонской Guardian, «заткнуться». Британия ведь не является членом еврозоны. Хотя эта перебранка в брюссельских кулуарах удивила многих. Ведь именно Камерон противостоит мощному антиевропейскому лобби в своей Консервативной партии, которое требует выхода Соединенного Королевства из ЕС.
Завтра европейские лидеры надеются договориться не только о мерах помощи Греции, но и об увеличении в несколько раз стабилизационного фонда Евросоюза (EFSF) и расширении его полномочий. Пока рассматриваются два варианта: создание спецфонда в EFSF, из которого будут компенсироваться потери от покупки долгов слабых стран, и второй – создание отдельного фонда, который будет привлекать средства от частных инвесторов и покупать на них гособлигации слабых стран.
Причем, как рассказал Александр Рар, гигантская сумма в 1 триллион евро, в которую, возможно, обойдется этот «спасательный круг» приблизительно равна суммам, затраченным немцами на восстановление ГДР в течение 10 лет.