Некогда маленький пыльный городок посреди пустыни, задыхающийся от постоянно растущего потоком паломников, прибывающих для совершения хаджа, сейчас превратился в шикарный мегаполис. Сверкающие небоскребы, шикарные торговые галереи и многозвездочными отели, — именно так, по мнению королевской семьи аль-Саудов, должен выглядеть «предмет национальной гордости».
Однако жители Саудовской Аравии, и особенно двух священных городов — Мекки и Медины, — недовольны тем, что исторические памятники и археологическое наследие страны приносятся в жертву строительной мании. Причем, при активной поддержке некоторых религиозных деятелей, выступающих, по сути, за разрушение памятников старины и создания рая для развлечения богатых. И все это происходи в той самой Мекке, где некогда пророк Мухаммад проповедовал, что все мусульмане равны. Деньги вытесняют из Мекки духовность…
Но открыто демонстрировать свое недовольство, мало кто осмеливается, — всякое инакомыслие в этом авторитарном королевстве дело весьма рискованное. Да и другие мусульманские страны, за исключением, пожалуй, Турции и Ирана, предпочитают избегать резких слов, опасаясь дипломатических осложнений и трудностей с получением виз для своих граждан, совершающих хадж. Западные же археологи молчат из страха, что и те немногие исторические места, куда их пока пускают, окажутся недоступны.
Тем не менее, некоторые саудовские археологи и историки все же решаются выступить в защиту исторического наследия своей страны. «Ни у кого не хватает смелости осудить открыто этот вандализм, — говорит исполнительный директор Фонда исследований исламского наследия д-р Ирфан аль-Алави. — Мы уже потеряли от 400 до 500 объектов. Надеюсь только, что еще не слишком поздно что-то изменить».
Наибольшую тревогу вызывают у аль-Алави планы расширения Запретной мечети, главной святыни ислама, где находится Кааба – покрытое черной тканью каменное строение почти кубической формы, возведенное пророком Ибрахимом (Авраамом), к которому мусульмане всего мира обращаются лицом во время молитвы. Официально строительство началось в октябре, причем министр юстиции страны Мухаммад аль-Айса заявил, что проект будет осуществляться с соблюдением уважения к «священности и славе этого места, которые требуют величайшей заботы и внимания от служителей ислама и мусульман».
Проект предусматривает пристройку к мечети помещений площадью 400 000 кв.м., способных вместить еще 1,2 миллиона паломников. С его завершением Запретная мечеть станет самым большим религиозным зданием в мире. Тем временем Фонд исламского наследия составил список ключевых исторических мест, которые, по мнению экспертов, подвергаются опасности в результате продолжающейся застройки Мекки. В этом списке, среди прочих, значатся старые османская и абассидская части Запретной мечети, дом, где родился пророк Мухаммад, и дом, где вырос его дядя по отцу Хамза.
Конечно, никто не спорит, что инфраструктуру Мекки и Медины нужно срочно развивать. Каждый год эти города посещают 12 миллионов паломников, а к 2025 году эта цифра должна увеличиться до 17 миллионов. Но очевидно, что необходимость расширения мест паломничества станет для властей удобным предлогом, чтобы не считаться с собственным культурным наследием. По данным вашингтонского Института стран Персидского залива, только за последние годы в Мекке были разрушены 95% старых, насчитывающих тысячелетнюю историю зданий.
Озабочен сложившейся ситуацией и известный специалист по исламской архитектуре Сами Ангави. «Это совершенно противоречит самой природе Мекки и священности дома Аллаха, — заявил он в интервью агентству «Reuters». — От обоих городов [Мекки и Медины] в историческом плане почти ничего не осталось. Там ничего не увидишь, кроме небоскребов».
Тем, кто совершает ритуальный обход вокруг Каабы, стоит только немного поднять глаза, чтобы увидеть последнее проявление неутолимой страсти саудовской монархии к показному архитектурному блеску. Достроенная в этом году Королевская часовая башня Мекки, вознесшаяся на 600 метров над Запретной мечетью — часть масштабного проекта высоко-этажной застройки. В небоскребах разместятся пятизвездочные отели для богатых паломников. Чтобы возвести этот город небоскребов, власти взорвали целую гору, вместе с находившейся на ней крепостью Аджьяд османской эпохи. Находившийся по другую сторону Запретной мечети дом первой жены Пророка Хадиджи превращен в туалет. Судьба дома, в котором он родился, пока неизвестна.
…Д-р Ирфан аль-Алави надеется, что международное сообщество обратит, наконец, внимание на то, что происходит в колыбели ислама. «Никто же не позволит, например, чтобы уничтожили египетские пирамиды, так почему же мы спокойно смотрим, как исчезает история ислама?»
Абдулла Терехов