«Сейчас у нас нет адвоката. Мы столкнулись с некоторыми трудностями, в том числе и финансовыми. Теперь ищем выход из ситуации», — рассказала WordYou.Ru жена политзаключенного Фанзиля Ахметшина — Гульназ.
Напомним, в начале сентября 2011 года заместителю председателя Всемирного курултая башкир Фанзилю Ахметшину удалось организовать масштабную благотворительную акцию в помощь детям Сомали. В течение нескольких месяцев жители республики собрали 60 тысяч долларов. Никогда ранее в республике не проводили столь крупных гуманитарных мероприятий.
В конце ноября 2011 года Фанзиль с группой башкирских мусульман в составе делегации врачей из Турции посетил лагерь сомалийских беженцев Даадаб, что на границе Кении и Сомали. Четыре дня россияне участвовали в раздаче продовольствия голодающему населению.
По возвращению в Уфу, уже после того, как Ахметшин пересек российско-турецкую границу, беспрепятственно прошел все проверки и вышел в зал ожидания, его задержали сотрудники ФСБ.
Позже у Фанзиля обнаружили полтора грамма опия в открытом кармашке рюкзака. Защитники и знакомые Ахметшина уверены, что наркотик активисту – соблюдающему мусульманину и борцу за здоровый образ жизни – подбросили.
В итоге Ахметшину предъявили обвинение по 228 и 188 статьям (которая с 7 декабря 2011 года утратила силу, но осталась в деле Фанзиля) – «хранение» и «контрабанда» наркотиков. Через месяц против активиста выдвинули новое обвинение – по знаменитой «экстремистской» 282-ой статье.
Защита Фанзиля настаивала на том, что процесс против Ахметшина связан с его социальной и благотворительной активностью, которая почему-то не устраивает силовиков. По утверждению адвокатов, обвинение не смогло предъявить на суде весомых доказательств причастности мусульманского деятеля к преступлению: обвинение строилось только на словах двух скрытых свидетелей и письменных показаниях двух граждан Узбекистана, которые ни разу не явились в суд.
Процесс над благотворителем шел более года. Защитники отмечали, что дело велось с большим количеством нарушений и ошибок.
Взаимоотношения между гражданином и властью становятся удручающими
Однако уфимский районный суд республики Башкортостан не принял во внимание ни одного довода адвокатов Фанзиля, ни одного ходатайства в защиту активиста, ни одного доказательства его невиновности и приговорил благотворителя к 4,5 годам в колонии общего режима.
Фанзиль Ахметшин стал первым общественным деятелем, которого в России осудили за благотворительность.
Активист намерен обжаловать приговор.
«Мы подали апелляционную жалобу, но никаких известий из суда пока нет. Нам долго не присылали протокол приговора, поэтому при составлении жалобы Фанзиль все писал по памяти, потом жалобу дополняли. Поэтому нам даже неизвестно, в какой срок она будет рассмотрена», — говорит Гульназ Ахметшина.
В ожидании и во время апелляционного суда Ахметшин будет находиться в СИЗО.
«Он говорит, что сейчас, пока ждем, время тянется медленно, и переносить это намного сложнее, чем частые выезды на судебные заседания», — рассказывает супруга политзаключенного.
Стараются поддерживать Фанзиля и башкирские мусульмане – дважды в Уфе проводили митинги в защиту Ахметшина и написали обращения в Москву и местным чиновникам с просьбой обратить внимание на преследование активиста.
Напомним, WordYou.Ru инициировал сбор подписей в защиту Ахметшина в декабре 2011 года, вскоре после ареста благотворителя. Тогда к президенту Башкортостана Рустэму Хамитову и лично к советнику президента РФ по правам человека Михаилу Федотову обратились представители некоммерческих организаций из Москвы, республик Северного Кавказа и других регионов. Михаил Федотов переправил письмо общественных деятелей генпрокурору Юрию Чайке. В прокуратуре пообещали, что дело «будет рассмотрено по существу». А администрация президента РБ ответила короткой отпиской: «Удовлетворить его (обращение) не представляется возможным, вследствие отсутствия соответствующих полномочий у органов государственной власти республики».
И сомнительно, что это «представится возможным» после приговора.
«Общественность взбудоражена, если смотреть по интернету, но на деле пока еще мало сделано. Но мы не сдаемся. Сейчас ждем ответа на нашу жалобу, если в России не добьемся правды, дойдем до Европейского суда. Мы уверены, что нужно отстаивать свои права. Если не сегодня, так потом справедливость восторжествует. А сейчас у нас всех одна забота – найти адвоката», — говорит Гульназ Ахметшина.