В игру вступил и архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс — глава Англиканской церкви, поддержавший озвученный в октябре Ватиканом призыв к проведению радикальных реформ мировой экономической системы и созданию этических механизмов регулирования финансовых рынков.
«Наилучшим выходом из положения, создавшегося вокруг собора Святого Павла, будет, если вопросы, поднятые Папским советом, помогут сосредоточить усилия и добиться ощутимых изменений в финансовом мире», — заявил духовный лидер разбросанных по всему миру 80 миллионов англикан.
Мораль и деньги – две вещи не совместны?
Купольный храм, переживший пожары и бомбежки Второй мировой войны, недавно потерял двух высокопоставленных священнослужителей, подавших в отставку из-за скандала с лагерем протеста.
Палаточный городок возник здесь около двух недель назад, когда выступающих против засилья капитализма граждан попросили с территории близлежащей Лондонской фондовой биржи, оказавшейся частным владением. Именно эти незваные гости стали причиной противоречий между принципами Англиканской церкви и практическими аспектами деятельности крупнейшего собора Лондона, который принимает свыше 800 тысяч посетителей в год.
Архиепископ Уильямс остановился на трех вопросах, затронутых в ватиканском документе – разделении обычных розничных банковских услуг и более рискованной инвестиционной деятельности, рекапитализации банков на государственные средства и налоге на финансовые сделки.
«Если религиозные лидеры и комментаторы в Великобритании и других странах смогут согласиться с этими тремя предложениями, в качестве плацдарма для начала серьезной дискуссии, значит опросы как протестующих, так и духовенства не были проведены впустую», — отметил он в комментарии на сайте газеты «Financial Times».
Британское правительство заявило, что поддержит налогообложение финансовых операций только в том случае, если эта мера будет принята во всем мире, а не ограничится одной лишь Европой.
Развернувшееся перед собором противостояние между деньгами и моралью привлекло нежелательное внимание к основной христианской конфессии Великобритании.
«Администрации Святого Павла просто невозможно заявить во весь голос о поддержке протестов, — считает обозреватель религиозного аналитического центра «Теос» Пол Бикли. – Церковь может спорить с Сити, но не может быть против Сити. Ведь эти банкиры — часть прихода».
Товарищ, — верь!
Руководство собора отложило планы насильственного выселения демонстрантов, и вступило вместо этого в диалог.
Лондонская городская корпорация, которой принадлежит часть территории, занимаемой лагерем протеста, также заявила, что приостанавливает, в знак солидарности с собором, уголовное дело в отношении протестующих, и позволит им остаться по крайней мере до нового года.
Епископ Лондонский Ричард Чартрес пригласил банкира Кена Косту, прежде руководившего банками UBS Европе и Lazard International, возглавить экспертный совет, который должен «вновь увязать финансы с этикой».
Задача донести до совета точку зрения протестующих возложена на преподобного Джайлса Фрезера, еще недавно отвечавшего за связи собора с лондонским финансовым центром Сити. Первоначально поддержавший демонстрантов Фрезер на прошлой неделе подал в отставку, когда их число возросло, и руководство храма решило применить к ним жесткие меры.
Вслед за ним подал в понедельник прошение об отставке настоятель Грэм Ноулз, после того как двери собора сначала закрыли для посетителей в связи с протестами, а затем все же вынуждены были их открыть, когда выяснилось, что в результате этой меры храм ежедневно недосчитывается около 20 тысяч фунтов дохода.
Не руби сук?
Собор Святого Павла, перестроенный по проекту архитектора сэра Кристофера Рена в 17 веке, после того как первоначальное здание сгорело во время Великого лондонского пожара, позиционируется как «центр искусства, учености и общественных дебатов».
Удобное расположение в финансовом центре британской столицы позволяет ему пользоваться щедротами крупного бизнеса.
На сайте храма перечисляются различные льготы для корпоративных клиентов, в том числе бесплатный вход для сотрудников, скидки на конференции и развлекательные мероприятия. В 2010 году его доходы превысили 15 миллионов фунтов, в основном за счет входных билетов. Благотворительные пожертвования в последнее десятилетие, включая взносы таких крупных банков, как Goldman Sachs, UBS и HSBC, составили еще 40 миллионов фунтов, которые пошли на восстановление белокаменной кладки.
Но с другой стороны, такое месторасположение только обостряет стоящую перед храмом дилемму, считает директор христианского аналитического центра Джонатан Бартли.
«Администрация Святого Павла очень остро осознает свою позицию, свои отношения с Сити», — говорит он.
Продолжающиеся протесты выявили также противоречия в финансовой позиции Церкви, являющейся крупным инвестором в акционерные компании. «Они повязаны с системой, которую критикуют», — отмечает Бартли.
Но ведь богатые покровители храма тоже не лишены совести, возражает на это канонический пастор Святого Павла Майкл Колклау.
«Многие из этих людей очень щедро жертвуют на нужды бедных, так что я бы не стал противопоставлять богатых людей из лондонского Сити и нуждающихся, поскольку многие из них дают гораздо больше, чем мы с вами можем себе представить», — сказал он.