Закрыть

Общество

Вход обеспечила безвыходность

 

Независимые эксперты и источники в российском правительстве, как сговорившись, заговорили о некой финишной прямой. Мол, вот-вот, и мы – там. А ведь «вот-вот» начался еще в далеком 1995 году. И почти остановился. Но после кризиса 2008-го года процесс резко пошел вперед. Страны и межгосударственные объединения, которые проявляли неуступчивость на ранней стадии переговоров, в последние два-три года стали куда лояльней к принятию нефтяного короля и самой большой экономики мира. Правда, из тех, что в организацию пока не входят.

Там китайская стена, а тут покосившаяся изгородь

Если со сроками все более менее понятно, то вопрос: а зачем, собственно, нам туда вступать, по-прежнему, вызывает много споров. Предельно ясно, почему вдруг Россию захотели видеть в ВТО европейцы и американцы. Ответ банален: Россия – отличный рынок для курятины, сои, кукурузы, лекарств, пассажирских самолетов и т.д. и т.п. Грех пренебрегать таковым в кризис.

«Конечно грех, — соглашается экономист Deutsche Bank Research Штефан Шнайдер. — Второй волной кризиса сегодня пугают всех в мире, поэтому в таких условиях новые рынки, а следовательно и новые возможности для банков, автомобилестроителей и производителей товаров народного потребления, лишними не будут. Вот и зацепились за Россию, вероятно надавили на Грузию, и теперь вступление Москвы в ВТО — вопрос месяцев».

А вот выгодно ли это самой России на данный момент сказать сложно. С одной стороны, экономику России и так нужно перестраивать, но справятся ли с этой задачей российские бизнесмены и производители — пока большой вопрос.

Кстати, сторонники вступления в ВТО постоянно приводят пример Китая. Мол, почти мгновенно из отсталой аграрной страны, Поднебесная превратилась в одну из ведущих мировых экономик. (китайцы очень долго торговались и смогли вступить на условиях, которые им были выгодны). Но многие при этом забывают: у нас – разные форматы и интересы. Китай не добывал, а производил. И был кровно заинтересован во вступлении в ВТО — он нуждался в том, чтобы в максимальной степени раскрыть экспортные рынки для своих товаров, чтобы начать колоссальную товарную экспансию. И ведь неплохо получилось.

Поэтому ВТО для Китая была вполне разумной и понятной целью. Россия же сейчас нуждается не столько в экспансии, сколько в защите и восстановлении внутреннего рынка.

Эта дорога уже Киев довела…

— Вступление России в ВТО закрепит сырьевой характер экономики, — убежден руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — Ее развитие будет подчинено интересам Западных центров накопления капитала. Сильным окажется удар по сельскому хозяйству и обрабатывающей промышленности. Крах, вероятно, ожидает авиастроение и производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности и автостроению.

Профессор-исследователь Сергей Лопатников, работающий ныне в американских университетах, порекомендовал WordYou обратить внимание на опыт Украины, вступившей в ВТО в 2008 году.

«Обращает на себя внимание резкое сокращение инвестиций в основной капитал. Впервые с начала экономического роста в стране зафиксирован отрицательный показатель. Кроме того, вопреки прогнозам сторонников членства Украины в ВТО, не наблюдалось наращивания прямых иностранных инвестиций. Их сокращение превысило 22% по сравнению с предыдущим годом. Замедлились и темпы роста объемов розничной торговли», — подчеркнул эксперт. Добавим также, что очевидно, какой удар вступление в ВТО нанесло сельскому хозяйству республики. Причем сразу. Страна вступила в ВТО 16 мая 2008 года, и уже в июне-декабре 2008 года рост импорта продовольственной продукции составил в целом 11% (43% из которых пришлось на импорт мяса и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличившийся в 6,5 раз)

И друг рублей — ярлык

Впрочем, во всем этом негативе есть одно «НО», которое, возможно будет способно перечеркнуть все остальное. В конце 2008 года, когда экономический кризис уже полыхал вовсю, один высокопоставленный дипломат сокрушался в разговоре с автором этих строк: жаль, не успели вступить в ВТО. «На нас попросту смотрели бы иначе, инвесторы и противостоять кризису было бы проще», — объяснил он прелести несостоявшегося вступления.

Несколько дней назад, на фоне эпических событий на Ближнем Востоке, этот же чиновник говорил об элитных собраниях в геополитических тонах. Грядет неизбежное разделение мира на два абсолютно непримиримых лагеря. По его словам, это уже борьба мировоззрений, и очень важно не остаться в стороне, а четко принять одну из них. Горячие споры и противостояния внутри конкретного лагеря непременно будут, однако весь мир поймет — Россия осознано выбрала путь развития, остальное же – мелочи и детали.

Так что вопрос вступления в ВТО – это скорее вопрос о вхождении в некий клуб, вопрос признания. Другой вопрос, что судя по эпопее длинною в 17 лет, видеть в элитном клубе нас не особо то и хотят и приглашают скорее от безысходности. Если бы нас просто пригласили в эту организацию «без всяких» и сказали, что хотят обсуждать с нами регулирование мировой торговли, тогда почему бы и не вступить?

Остается только надеется, что российские власти понимают на что идут, и подобного рода «унижение» вкупе с потенциальными экономическими передрягами, того на самом деле стояли.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях