В больнице Жанаозена вчера умер еще один раненый участник пятничных событий. Официально объявленное число жертв в этом городе достигло 15 человек. Местные жители тем временем хоронят погибших. При этом сотрудники отрядов полиции особого назначения (ОПОНа) жестко досматривают всех участников траурных мероприятий.
Один из активистов Социалистического движения Казахстана по имени Алихан, с которым удалось связаться Wordyou, рассказал, что «опоновцы заставляют убирать традиционные казахские поминальные юрты, и таким образом невозможно сосчитать реальное количество погибших». По его же словам, среди полицейских наиболее агрессивно ведут себя отряды, прибывшие в Жанаозен из Чимкента и Джамбула, а вот «алма-атинцы — очень корректны».
Вчера интернет облетело видео с шокирующими кадрами расстрела мирных людей в Жанаозене. На кадрах видно, как полиция не только стреляет в спину убегающим людям, но и добивает раненых дубинками.
Аресты по старому сценарию
Тревожным сигналом стал арест в среду вечером известного активиста независимого профсоюза «Жанарту» Ержана Даукенова. Связь с ним с момента задержания утеряна. Не исключено, что Даукенова ожидает судьба профсоюзного юриста Натальи Соколовой. Она была ведущим юридическим консультантом бастующих нефтяников и газовиков, но в итоге сама попала под суд – по заявлению президента АО «Каражанбасмунай» гражданина КНР Юань Му, обвинившего ее в организации «незаконных профсоюзных собраний». А ведь до сих пор мало кто из иностранных наблюдателей обращал внимание на роль китайской стороны в обострении этого социального конфликта, приведшего к кровопролитию.
Борьба за повышение зарплаты оказалась «пропагандой социальной розни», и в сентябре решением суда Соколова на шесть лет угодила за решетку. Но это лишь подхлестнуло протестную активность забастовщиков. Теперь участники протестного движения боятся, что власть применит аналогичные меры воздействия по отношению к весьма широкому кругу лиц. Тем более, что аресты продолжаются, и, по данным «Жанарту», число задержанных в Жанаозене превысило 200 человек.
«Расскажите правду»
Как бы то ни было, сегодня большинство забастовщиков вышло на работу. Тем более, что накануне власти пообещали трудоустроить всех уволенных. Но несколько десятков самых стойких профсоюзных активистов продолжают собираться на площади Ынтымак в Актау (административном центре Мангистауской области), держа плакаты с лозунгами «Нет — репрессиям! Мы — не мародеры».
Генпрокурор Асхат Даулбаев, в свою очередь, решил продемонстрировать приверженность Казахстана юридическим процедурам демократического общества — как-никак в прошлом году республика возглавляла ОБСЕ. В четверг он принял регионального представителя управления верховного комиссара ООН по правам человека Армена Арутюняна и пригласил экспертов международного сообщества провести независимое расследование событий в Жанаозене.
Тем временем такое расследование с помощью своих представителей в Казахстане пытается провести международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Власти Казахстана должны незамедлительно расследовать обвинения в пытках задержанных, последовавших после насилия 16 декабря в Жанаозене… Правительство должно незамедлительно допустить ко всем задержанным их родственников, законных представителей и медицинскую помощь», – говорится в заявлении HRW, размещенном на сайте организации.
В среду в поселке Жетыбай той же Мангистауской области полицейские разогнали несанкционированный митинг, участники которого требовали от властей прекратить репрессии против нефтяников и рассказать правду о событиях в городе Жанаозене в этой же области.
«Расскажите правду о Жанаозене», — это требование все чаще звучит в городах и поселках Западного Казахстана. Ведь до сих пор в независимом Казахстане правоохранительные органы ни разу еще не стреляли в гражданское население боевыми патронами . Использование боевого оружия, применявшегося на поражение, шокировало всех, в том числе – международные организации. «Эти люди – не экстремисты, не боевики, и при разгоне должны были использоваться более гуманные средства», – говорит в этой связи политолог, глава казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
Власти до сих пор официально не объявили о том, кто первым использовал огнестрельное оружие, кто отдал приказ стрелять на поражение и был ли этот приказ письменным или исключительно устным. Но обещают сделать это по окончании внутреннего расследования в МВД.