Закрыть

Праздники и приметы

Бывшего диктатора-наркобарона вернули на родину

 

Из аэропорта Норьегу отправили прямиком в тюрьму «Эль Ренасер», расположенную в бывшей американской Зоне Панамского канала. По заверениям правительства Панамы, несмотря на преклонный возраст, в тюрьме экс-диктатор будет содержаться в обычных условиях. Хотя ранее президент Рикардо Мартинелли  допускал, что, согласно панамским законам, у Норьеги есть возможность подать прошение о домашнем аресте как у заключенного, возраст которого превышает 70 лет.

Но вскоре президенту пришлось уточнить собственную позицию:  «Все, кто совершит какое-либо преступление в нашей стране, будут за это платить вне зависимости от того, что они сделали, кем были и кем являются сейчас» Мартинелли заявил об этом после того как к нему обратились родственники жертв диктатора. Главе государства напомнили что «если Норьега попадет под домашний арест, то сможет наслаждаться обществом детей и внуков, в то время как есть десятки сирот, потерявших своих родителей» в годы диктатуры.

Переворот, «война» и две экстрадиции

В биографии Норьеги переплелись в общем-то типичные для латиноамериканских диктаторов сюжеты – тесное сотрудничество с ЦРУ, террор, развязанный против активистов левых и либеральных организаций и откровенная уголовщина, включая наркоторговю и отмывание денег.

Существует версия, что в 1981 году, будучи главой армейской разведки, он «помог» президенту Омару Торрихосу, у которого разладились отношения с США, отправиться в мир иной, подстроив авиакатастрофу. Заняв в 1983 году пост командующего Национальной гвардией, Норьега стал фактически единоличным правителем страны. Хотя регулярно проводил президентские выборы, соблюдая видимость демократических процедур.

Не типично было лишь окончание шестилетнего правления сначала полковника, а потом генерала Норьеги, когда в декабре 1989 года он был арестован в Панаме американскими военными, вывезен во Флориду и спустя три года приговорен к 30 годам заключения за торговлю наркотиками. Причем накануне своего смещения Норьега успел провозгласить себя президентом и даже объявить войну США,  хотя было очевидно, что его дни во главе государства сочтены. После объявления «войны» в стране даже был убит один американский военнослужащий.

Три года назад американцы скостили срок бывшему правителю Панамы – за сотрудничество со следствием, а возможно, и учитывая его былые «заслуги». Но свободы Норьега так и не увидел. Последовала его экстрадиция во Францию, где его признали виновным в отмывании 2,3 млн. евро дохода от продажи кокаина. Но и отсидеть отведенных ему французским судом семи лет он успел – в ноябре этого года Пятая Республика уступила напору нынешних панамских властей, требовавших  новой экстрадиции бывшего диктатора — теперь уже на родину. В Панаме ранее его заочно уже приговорили к 23 годам заключения – за убийство своего политического оппонента Уго Спафадоры, чей труп был найден обезглавленным.

«Он должен ответить за все свои преступления»

Теперь же Норьегу ожидает ряд новых обвинений в похищениях, пытках и убийствах. Все это, по мнению местных юристов, может потянуть более чем на 60 лет. Как сообщает мексиканское телевидение, в панамский столичный аэропорт «Токумен» в момент прибытия самолета с Норьегой были стянуты многочисленные полицейские силы и автомобили спецслужб. На телеэкране показали фотографию эка-диктатора, сделанную кем-то из пассажиров самолета на мобильный телефон. На снимке видно, что бывшего правителя Панамы ведут по проходу, на нем старомодная шляпа и темный костюм

«Он должен ответить за все свои преступления, весь ущерб, весь ужас, все смерти, весь позор, весь грабеж, которые здесь имели место во время военной диктатуры» — заявил Мартинелли по прибытии Норьеги в Панаму. Причем имеются в виду не только годы его непосредственного правления генерала – 1983 – 1989, но и предшествующий период, начиная с 1968- го – когда к власти в результате военного переворота пришел  генерал Торрихос, а Норьега возглавлял его разведку.

Вице-президент Панамы Хуан Карлос Варела, в свою очередь, считает, что Норьега должен публично попросить прощения у всех жертв диктатуры, чтобы таким образом «возместить часть морального ущерба». Но в любом случае, панамским прокурорам предстоит еще большое расследование для выявления всех преступлений, совершенных диктатором-наркобароном


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях