«Не должно быть иммунитета для убийц, которые отнимают у людей пищу», — заявила Карман на церемонии вручения престижной международной награды, которую она разделила с президентом Либерии Элен Джонсон-Серлиф и либерийским «борцом за мир» Леймах Гбоуи. Непонимание этого и отсутствие поддержки йеменскому народу в его борьбе «останутся на совести мира», сказала она.
«Я принимаю награду и от лица йеменцев и арабской революционной молодежи, которая сейчас с мужеством и политической мудростью ведет мирную борьбу против тирании и коррупции», – обратилась на церемонии вручения к аудитории лауреат на арабском языке.
Первая арабская женщина
32-летняя мать троих детей Тавакуль Карман из Йемена стала первой арабской женщиной, получившей Нобелевскую премию. В 2005 году она основала организацию «Женщины-журналисты без оков», а также была одним из организаторов протестов против правления Али Абдуллы Салеха.
Акции протеста в Йемене против 33-летнего правления Салеха продолжались 10 месяцев. Политический кризис сопровождался разгулом насилия, в котором с конца января погибли тысячи людей, и крахом экономики в этой беднейшей на Аравийском полуострове стране.
21 октября Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую Салеха передать власть в обмен на иммунитет. Эта резолюция, избавляющая президента от судебной ответственности за совершенные злодеяния в обмен на отказ от власти, вызвала ожесточенную критику.
«Этого недостаточно, — отметила Карман в интервью вскоре после церемонии вручения Нобелевской премии. — До сих пор (международное сообщество) не арестовало деньги Али Салеха, и его дело не передано в Международный уголовный суд, даже не создан следственный комитет, о котором говорилось в резолюции (ООН) номер 2014».
Призывая к более широкой поддержке восстаний «арабской весны», Тавакуть Карман в то же время подчеркнула, что выступает против использования при этом военной силы.
«Я против любого военного решения», — сказала она.
И вновь протест
На торжественной церемонии награждения нобелевских лауреатов Карман заявила, что намерена вернуться в свою палатку, которую они с мужем поставили на площади Перемен в столице Сане еще в марте.
«Нет лучше места, чем палатка», — сказала она.
Активистка полна решимости продолжать свою акцию протеста, и не уйдет с площади, на которой провела столько времени вместе с тысячами мирных демонстрантов, пока Йемен не «создаст хорошие гражданские институты, которые гарантируют права человека и демократию».
Тавакуль Карман сыграла ключевую роль в акциях протеста в Йемене, которые заставили президента Салеха в прошлом месяце согласиться уйти в отставку.
Широкую известность она получила в первые дни революции, когда была ненадолго арестована. Ставшая одной из ключевых фигур среди молодежных активистов, Карман выражала непоколебимую уверенность, что целей «арабской весны» удастся достичь мирными средствами — в ее стране, и даже в Сирии.
«Люди могут достичь всех своих целей … миром. Невозможно свергнуть диктатуру немирно, — говорит она. – Если начать с насилия, насилием все и закончится».
Член оппозиционной партии «Аль-Ислях», Карман подчеркивает, что для зарождения демократии от «арабской весны» требуется напряженная работа всех сторон.
«Все это просто каторжный труд во время рождения демократии, которая нуждается в поддержке и помощи, а не в страхе и осторожности», — говорит она.
Днем ранее активистка заявила, что ислам не является угрозой для демократии.
«Не бойтесь любой религии – ислама, или христианства, или иудаизма, — сказала она агентству «Франс пресс». — Все религии уважают демократию, уважают права человека, уважают борьбу с коррупцией, все те ценности, за которые мы боремся».