Это первое голосование, которое проводится в стране в соответствии с новой конституцией, предложенной королем Мухаммадом VI и утвержденной 1 июля референдумом на фоне народных восстаний в соседних странах.
Измененная конституция дает больше полномочий парламенту и премьер-министру, который теперь будет назначаться королем из представителей партии, получившей большинство мест в парламенте.
Хотя опросы общественного мнения в этой северо-африканской стране запрещены, наблюдатели прочат победу оппозиционной исламистской Партии справедливости и развития. Ее основной соперник – состоящий из восьми партий про-монархический Альянс за демократию, в который входит и Национальное объединение независимых нынешнего министра финансов Салахеддина Мезуара.
Есть диплом, но нет работы
Многие избиратели говорят, что не намерены отдавать сегодня свои голоса, поскольку не верят, что законодатели будут стремиться к улучшению их жизни.
Выступающее за реформы Движение 20 февраля, организовавшее акции протеста, перед тем как король объявил о своих планах изменить конституцию, призвало к бойкоту выборов. Его представители утверждают, что проведенная реформа конституции недостаточно глубока, и выборы только придадут легитимности недемократической власти.
Более 1000 молодых людей, имеющих диплом, но не имеющих работы, устроили в четверг демонстрацию в Рабате, требуя рабочих мест и присоединившись к призыву бойкотировать выборы.
Между тем, власти серьезно озабочены явкой избирателей. Профессор конституционного права Университета Мухаммада V в Рабате Омар Бендуру считает, что они «сделают все возможное» для обеспечения явки выше, чем 37 процентов, зарегистрированные на последних выборах в 2007 году. Он отметил, что «сильная явка на выборы 2011 года придала бы доверия конституционной реформе, принятой в июле».
«И это дало бы им (властям) некоторое доверие, благоприятное впечатление за рубежом, как королевство отреагировало на протесты», — цитирует профессора «Аль-Джазира».
Хотя конституционная реформа передала некоторые полномочия короля парламенту и премьер-министру, он по-прежнему остается главой государства и армии, и как прежде назначает послов и дипломатов.