На суррогатное материнство СМИ и общественные деятели обратили внимание после череды громких рекламных шагов отечественных звезд, обратившихся к суррогатному материнству. Недавно поп-звезды российской эстрады Алла Пугачева и Максим Галкин объявили о рождении двойняшек при помощи суррогатной матери. Моральная и юридическая сторона вопроса стала живо обсуждаться в СМИ, а вчера на исторической конференции в Манеже, посвященной 400-летию дома Романовых депутат Госдумы от «Справедливой России» Мизулина заявила, что «это явление, которое грозит вымиранием не только России, но и человечеству в целом».
«Может быть, человечество поймет, что, как и ядерное оружие запрещается, чтобы не погибла планета Земля, так и (нужно) запретить технологии, которые уничтожают естественную среду, естественные способы рождения детей, естественные способы воспроизводства человека», цитируют агентства депутата.
«Мы еще можем остановить последствия этого явления. Оно может быть и должно применяться в исключительных случаях», — считает Мизулина. По ее словам, российский народ поддержит запрет суррогатного материнства, поскольку «он признает православные духовные ценности и семью как носителя этих ценностей».
РПЦ — против
Действительно, РПЦ живо включилось в обсуждение . Ее образный и живописный рупор, популярный среди посетителей соцсетей протоиерей Дмитрий Смирнов вообще приравнял подобное вынашивание ребенка к проституции.
«Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно богопротивная вещь», — говорит он на православном ресурсе pravmir.ru.
По его мнению, юридическая сторона явления также таит опасность. «Когда женщина, решившаяся на этот вид проституции — родить кому-то ребеночка, очень часто, питая его своими соками, 9 месяцев его вынашивая, пройдя сложную процедуру родов, этого ребенка воспринимает как своего. Поэтому очень часто ей отдать этого ребенка людям другим, которые заплатили деньги, не представляется никакой душевной возможности», — полагает протоиерей.
Мусульмане — разделились
Мнения мусульманских ученых по вопросу суррогатного материнства расходятся. Большинство современных улемов считают эту практику запретной – харам, поскольку непонятно, кто же является настоящей матерью ребенка. Кому принадлежит младенец – женщине, из которой была извлечена яйцеклетка, передавшей ему свои генетические качества, или же той, которая выносила его в своей утробе и произвела на свет?
Противники «пробирочного» метода борьбы с бесплодием высказывают и другие возражения: против нарушения линии родства, сложностей с правами наследования, и вмешательства в естественный процесс деторождения.
По их мнению, суррогатное материнство противоречит целям и задачам исламского права, заключающимся в установлении стабильности и прекращении всяческих разногласий, насколько это возможно.
Действительно, споры между «биологическими» и «фактическими» матерями – далеко не редкость, и никакое законодательство однозначно прекратить их пока не в состоянии.
Наиболее яростные исламские противники метода приравнивают его даже к прелюбодеянию, подчеркивая, что женщина вынашивает яйцеклетку, оплодотворенную не ее мужем, а чужим мужчиной.
Сторонники суррогатного материнства руководствуются скорее отвлеченными понятиями, чем конкретными доводами. Исламское право признает сохранение человеческого рода одной из основных целей – «макасид аль-шариа». Именно этой основополагающей цели отвечает искусственный метод, позволяющий иметь детей бесплодным супружеским парам, утверждают они. В качестве оправдания приводится и принцип «масляха» — общественных интересов.
Вынашивая чужого ребенка, суррогатная мать просто сдает свою утробу в аренду, как своего рода инкубатор, и ни о каком прелюбодеянии тут речи идти не может. Кроме того, наличие биологических родителей отметает все опасения относительно происхождения и родственных связей ребенка.
Одним из решающих аргументов в этом споре стал аят из 58-й суры Корана: «…их матерями являются только женщины, которые их родили». Употребленное в оригинале арабское слово «валада» охватывает весь процесс деторождения – от зачатия до появления на свет.
Учитывая все эти соображения, международный Исламский исследовательский совет еще в 2001 году издал постановление, запрещающее подобную практику.