Ответ Москвы прозвучал непривычно жестко: «Российская Федерация рассматривает подобные экстерриториальные меры как неприемлемые и противоречащие международному праву». Но крайне жесткими были и последние шаги, предпринятые Белым домом.
«Самое серьезное предупреждение»
Помимо 11 компаний и частных лиц (среди которых, например, руководитель исследовательского ядерного центра в Исфахане Джавад Рахики), под санкции подпадает весь банковский сектор Ирана. В заявлении Обамы работа иранских банков однозначно определяется «как угроза правительствам или финансовым институтам, которые сотрудничают с ними». «Моя администрация предприняла шаги по увеличению цены, которую платит Иран за свои действия», — так президент США объяснил свои действия.
То, что госдепартамент и минфин США обрушили санкции на такие концерны как «СУРЕХ», «Нур Афзар Гостар» и «Йаса-прат», — шаг резкий, но в общем-то неудивительный. Он вполне соответствует логика бесконечного усиления антииранских санкций. Примечательно другое. Госсекретарь Хиллари Клинтон, комментируя эти нововведения, объявила, что «США начинают дипломатическую кампанию по всему миру с целью призвать другие страны переключиться с приобретения иранской продукции нефтепереработки и найти себе других поставщиков».
От Клинтон тоже досталось иранской банковской системе, которую она обвинила в отмывании денег. «Это самое серьезное официальное предупреждение, которое мы можем направить о том, что любая сделка с Ираном представляет серьезный риск мошенничества или обмана», — сказала глава американского внешнеполитического ведомства.
Словно для того, чтобы смягчить негативное впечатление, которое подобные меры окажут на Москву, представитель Минфина США на специальном брифинге заявил: «У меня нет перед глазами списка компаний, которых коснулись санкции. Мы знаем, что там есть европейские и азиатские компании. Однако навскидку я не помню, чтобы в их числе были российские концерны». На том же брифинге было сказано, что администрация Обамы заранее уведомила Россию о намерении ввести новые санкции в отношении Ирана.
Санкции как самоцель?
Этот сигнал Москва, похоже, проигнорировала. «Усиление санкционного давления, что для некоторых наших партнеров становится едва ли не самоцелью, не будет способствовать повышению готовности Ирана сесть за стол переговоров. Считаем, что постоянное наращивание санкций давно вышло за рамки решения нераспространенческих задач», — объявил МИД РФ.
«Наш МИД сделал, конечно, сильное заявление, — сказал WordYou cтарший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников, комментируя нынешнюю полемику между Москвой и Вашингтоном. – Начнем с того, что увязывать нефтехимический комплекс и ядерные исследования, как это делают американцы, – совершенно неконструктивный подход. Причем санкции усиливаются после того как иранская сторона выразила принципиальное согласие на продолжение переговорного процесса».
«Проблема не может быть решена без прямого диалога между Вашингтоном и Ираном, — уверен эксперт. – И мне кажется, что президент Ахмадинежад пошел бы на такой диалог, конечно предварительно получив одобрение иранского духовного лидера аятоллы Хаменеи. Но по мере усиления санкций шансы на подобные переговоры просто тают. Иранцы не смогут пойти на контакты с Америкой в такой обстановке».
Напомним, что «шестерка» международных посредников, в состав которой входят Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда Совет управляющих МАГАТЭ осудил Тегеран за строительство второго завода по обогащению урана. В недавно опубликованном отчете МАГАТЭ также говорится, что есть все указания на разработку Ираном взрывного ядерного устройства.
Глава Минфина Великобритании Джон Осборн в числе первых поддержал американских коллег. Все британские финансовые учреждения отныне прекращают любое сотрудничество с Тегераном. О том же самом заявил глава МИД Канады Джон Бэйрд. Единственное исключение сделано для иранцев, работающих в Канаде – им разрешили посылать деньги домой. Прекращают канадцы и любую кооперацию с Ираном в нефтехимической сфере. А вот Елисейский дворец поступил более дипломатично. Французское правительство разослало всем членам «шестерки» призыв к введению «беспрецедентных санкций» против Ирана. Но само эти санкции пока не ввело.