Закрыть

Разное

За один день до своего 66-летия скончался известный литовский режиссёр Эймунтас Някрошюс

 

20 ноября 2018 года, после возвращения из путешествия, умер Эймунтас Някрошюс, всемирно известный режиссёр-постановщик. Последние минуты он провел в больнице Сантаришкес при Вильнюской университетской клинике.

По словам родных, по возвращению домой, Эймунтас Някрошюс почувствовал недомогание. Медицинские работники направили режиссера на осмотр в клинику, где он скоропостижно скончался в 3 часа ночи. Театральные критики считали его одним из пяти самых восстребованых и талантливых театральных режиссеров мира.

Творческий путь Эймунтаса Някрошюса 

Родился Эймунтас Някрошюс в небольшом селении Пажобрис в Каунасском уезде Литвы 21 ноября 1952 года. По окончанию школы Эймунтнас поступил в Литовскую академию музыки и театра, а через год перевелся в ГИТИС на режиссерское отделение. По окончанию учебы работал режиссёром драмтеатра в родном уезде, здесь, на сцене Каунасского театра под руководством Някрошюса были поставлены такие спектакли как «Легенды Дуокишкиса» и «Иванов».

Через год его пригласили в Литовский молодежный театр. На подмостках театра режиссер ставил как классические постановки, так и современные спектакли. Зрителям запомнились интересная интерпретация «Ромео и Джульетты» в виде рок-оперы и постановка литературного произведения Ч. Айтматова «И дольше века длится день», за которую режиссёр получил премию СССР.

Сам Эймунтас Някрошюс говорил, что театр – это режиссер с его видением героев постановок и актеры, которые этот взгляд переносят на сцену. Някрошюс никогда не болел звездной болезнью, несмотря на все его награды и признания его таланта. Он считал, что основа театра — не постановщик, и даже не актёры, а литературные произведения, которые являются фундаментальными основами современного театра.

За более чем десять лет работы в молодежном театре выработался почерк Някрошюса как режиссера. Он умел выражать «пространство за словами», без слов выражая мировоззрение главных героев спектаклей. С малым количеством артистов и минимальное количество текста он мог показать саму суть пьесы через использование метафор. Это и стало визитной карточкой Эймунтаса Някрошюса. Помощниками в театральной работе для Эймунтаса стала его семья — жена и сын, которые помогали реализовать творческие идеи на сцене.

Еще в ранние годы работы на родине он поставил спектакль по произведению Антона Чехова, и с тех пор появилась целая серия спектаклей за творениями российского классика.

Отдельное внимание зрителей привлекал поэтический аспект постановок Някрошюса. Его «Времена года», постановка по поэме Донелайтиса, писателя, который является национальным символом Литвы, стала гордостью театрального искусства литовцев и была отмечена на «Золотой маске», как лучшая зарубежная постановка 2004 года.

Эймунтас Някрошюс не гнушался и библейских сюжетов. «Песни песней царя Соломона он преподнес как лирическое, а не религиозное произведение, показав жизнь главных героев через призму романтизма и человечности.

Зарекомендовав себя как творческую и неординарную личность, Някрошюс в начале 90-х годов работал постановщиком на фестивале LIFE. Вскоре он ставится почетным президентом фестиваля, а критики еще долго обсуждали постановки под руководством Эймутаса — «Гамлет» Шекспира, «Нос» Гоголя, «Маленькие трагедии» Пушкина и другие не менее талантливые спектакли. Работу в LIFE он воспринимал как шаг в становлении режиссёрского таланта.

В 1998 году он создал свою театральную студию Meno fortas, где сам занимал должность художественного руководителя. Вместе с Эймунтасом над постановками работали его жена Надежда и сын Мариус.

Някрошюс Эймунтас вошел в пятерку лучших режиссёров мира 

Начиная с 1994 года, творчество Эймунтаса привлекает внимание многих театральных критиков. Он был отмечен рядом премий и призов на различных театральных фестивалях. В 1994 году режиссёр награждён премией «Новая театральная реальность» UTE. На родине его отметили как Лучший режиссёр 1994 года и премией Балтийской ассамблеи. За пьесу «Три сестры» в 1995 году в рамках фестиваля «Балтийский дом» был награжден премией, а в следующем году эта постановка стала лучшим иностранным спектаклем сезона. Спектакль «Макбет» в 1999 году принес режиссеру «Золотую маску» и премию фестиваля в Турине. Министерство культуры Литвы тоже оценило вклад Някрошюса Эймунтаса в развитие отечественной культуры и наградило премиями в 2001 и 2003 годах.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях