Заседание прошло в расширенном объеме. В парламенте собрались около 190 человек: главы муниципальных районов и городских округов и руководители районных управлений муфтията Татарстана. В заседании участвовал и переживший покушение муфтий Ильдус Файзов.
Однако пригласили религиозных деятелей только как слушателей. О свободе совести и вероисповедания говорили, проявляя поразительную неосведомленность в религиозных понятиях, представители властных и силовых структур республики
Первым выступил вице-премьер Татарстана Асгат Сафаров, который как-то очень легко, но небрежно поставил знак равенства между представителями салафитского течения и экстремистами.
«Экстремистами нам брошен вызов. Ответственность за это преступление никто на себя не взял. Этот теракт, как гром среди ясного неба. Подавляющее большинство мусульман адекватные люди. Но я настаиваю, что главный мотив — профессиональная деятельность Фаизова и Якупова. Они были известны своим непримиримым отношением к салафитам», — заявил Асгат Сафаров.
Он сообщил, что в республике по статьям «терроризм» и «экстремизм» за последние 4 года были осуждены 82 человека. (Удивительно, но даже в Чечне, пережившей две войны, Рамзан Кадыров насчитал не больше 50 боевиков).
Также Сафаров отметил рост исламофобии в Татарстане (в мусульманской, кстати, республике), а также негативное отношение к силовым структурам.
Но, учитывая, «интенсивную методику» поиска виновных в преступлениях 19 июля, удивительного в этом мало. По подозрению в причастности к покушению на сегодняшний день арестованы 7 человек. Официально Однако, жители Казани говорят о массовых обысках и задержаниях мусульман, которые неизвестно по каким причинам оказались в поле зрения правоохранительных органов. Следствие не только вышло за рамки закона, оно просто не обращает на него внимания.
По данным правозащитников, около 500 человек подверглось задержанию и обыскам. Как заявил Линар Вахитов из правозащитного движения «За права мусульман», задержанных людей пытали и избивали, заставляя давать ложные показания. Среди задержанных оказались даже известные имамы, например, Марат Кудакаев, который также заявлял о пытках.
Однако на сегодняшнем заседании прокурор республики Кафиль Амиров заявил, что «следствие идет жестко, но в рамках закона». Как он увидел эти рамки – большая загадка.
«Права задержанных и допрошенных по делу о теракте не нарушаются. Некоторые возражают, что это новый накат на религию и мусульманства. Я говорю им — это не так. Ведь только квалифицированные кадры и люди, которые получили религиозное образование, могут учить религии», — сообщил Амиров.
Надо еще теснее сплотиться вокруг власти. Тогда мы станем ближе к Богу?
Приехал обсудить «религиозный экстремизм» и призвать сплотиться в борьбе с ним и президент Татарстана Рустам Минниханов.
«Всем нам нужна стабильность, — сразу же заверил депутатов глава республики. — Мы знаем, что события экстремистского толка проходили в Татарстане и до этого. Но, чтобы на священнослужителя подняли руку, такое случается впервые. Сегодня все мы должны переосмыслить некоторые ценности. Вспомнить, традиционный ислам – это традиции, которые заложили наши деды, отцы, чтобы мы жили мирно со всеми национальностями. Такая форма существовавшая столетиями была нормой для нашей республики. И мы должны это сохранить. И хочу сказать, что если люди противники традиционного ислама, они – наши враги».
Что для него значит «традиционный ислам» (как, впрочем, и «нетрадиционный») и почему все люди, которые могут быть с ним не согласны, становятся врагами, Минниханов уточнять не стал.
Президент заявил, что намерен выстроить четкую систему «переподготовки религиозных кадров».
Глава МВД республики Артем Хохорин тоже говорил об экстремистах. По его словам, в Татарстане были ликвидированы 4 большие группы, которые готовили террористические акты.
«Спецслужбы постоянно проводят работу. Однако только в этом году из мест лишения свободы в Татарстан вернулись 53 человека, которые считаются приверженцами радикального ислама. Сейчас они осели в Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах, Чистополе. Сегодня радикальные исламисты готовы взяться за оружие, — профессионально пугал депутатов Хохорин. – Сегодня салафисты наращивают мускулы. Проводят различные пикеты и митинги. Вербуют молодежь, а также сращиваются с преступными группировками»
Возможно, главный полицейский республики имел в виду митинг 29 июля, который прошел в Казани в знак протеста против массовых задержаний. Согласованный, между прочим, с властями.
Кто тут традиционный, а кто нет — будет решать власть
В конце заседания министр юстиции Татарстана Мидхат Курманов представил новый законопроект, который вносит поправки в республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
«Настоящий проект закона разработан в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, совершенствования внутриконфессиональных и межконфессиональных отношений, формирования толерантных принципов взаимоотношений, а также в целях выработки действенных механизмов в вопросах противодействия религиозному экстремизму», — заверил министр юстиции, важно подчеркнув, что ислам должен соответствовать «канонам».
Однако на вопрос директора Института истории Академии наук республики Татарстан Рафаэля Хакиомва, — а что следует понимать под канонами? — министр юстиции так и не нашел вразумительного ответа. Да и не очень искал его. Все ж понятно.
Итак, по новому законопроекту создавать религиозные организации в Татарстане смогут только граждане России. Контролировать деятельность этих организаций будет Духовное управление Татарстана. Работать в религиозной сфере смогут только люди, придерживающиеся «правильного традиционного ислама», получившие образование в России, или дипломы которых соответствуют российским требованиям. Следить за этим также будет республиканский ДУМ, которое сможет по своему усмотрению увольнять «неканонических» имамов.
Законопроект одобрили единогласно в первом и последнем чтении.