Закрыть

Обо всём

Свои имамы дороже

 

Мечеть на южном берегу Бостонского залива с 2006 года оставалась  без постоянного имама – последний, как оказалось, нарушил  иммиграционный режим. С тех пор пятничные молитвы и другие мероприятия возглавляли сменявшие друг друга религиозные деятели, как получившие соответствующее образование, так и непрофессионалы.

Проведя несколько  десятков  собеседований, совет   мечети остановил свой выбор на принявшем ислам уроженце США, который  знаком с американской культурой и который изучал религиозные науки и арабский язык в Саудовской Аравии. Академические достижения кандидата впечатлили членов совета, а знакомство с американской поп-культурой должно помочь ему наладить связь с  местной мусульманской молодежью.

«Вопрос здесь в том, что мы смотрим в будущее, а будущее ислама в этой стране – это  дети, — говорит глава совета  Исламского центра Новой Англии Рашид Нур. — Так что нам нужен тот, кто может общаться с молодежью».

Однако руководство мечети Шарон далеко не уверено,  что будет в состоянии платить зарплату, затребованную  имамом — почти в два раза превышающую заработки имама соседней мечети,  египетского происхождения. Если центр не потянет такие расходы, придется продолжать писки, говорит Нур.

Оказывается, имама американского происхождения найти очень нелегко. Объявлениями о поиске  свободно владеющих английским религиозных лидеров пестрят  мусульманские газеты и журналы. Основанная в 2002 году Североамериканская  федерация имамов каждый год получает от мечетей более 100 подобных запросов.

По оценкам бывшего исполнительного директора Мусульманского американского общества Хоссама Альджабри,  около 80 процентов из 2200 мечетей Америки возглавляют  имамы-иммигранты,  хотя большинство из них прожили  в Америке не менее 10 лет, а многие и дольше.

Согласно докладу, опубликованному в  2011 году исследовательским центром Пью, 63 процента из приблизительно 2 миллионов750 тысяч  американских мусульман являются иммигрантами, причем каждый год в страну прибывает еще более 90 тысяч. Эксперты говорят, понадобятся годы, прежде чем в Америке появится  достаточно своих имамов, чтобы  удовлетворить спрос со стороны мечетей.

И хотя в последние годы в Соединенных Штатах появились  несколько программ мусульманских капелланов  и был создан  ряд исламских учебных заведений,  никаких программ, помогающих вновь прибывшим имамам адаптироваться в Америке, пока нет.

Так что в основном американские мечети по-прежнему полагаются  на имамов иностранного происхождения, имеющих обширные  религиозные знания и владеющих арабским языком. Но при этом им хочется  американизированных имамов,  которые могут говорить на английском языке и распространять знания, не чуждаются межконфессиональных мероприятий, проявляют гражданскую  активность и работают со СМИ.

«Число людей, обладающих  всеми этими качествами,  очень мало», — говорит Рашид Нур, подтверждая мнение, высказанное другими мусульманскими  лидерами страны.

И поскольку этих имамов так мало, а спрос на них так велик, они могут потребовать  зарплату больше  90 тысяч долларов в год, плюс льготы. Имамы из-за рубежа соглашаются обычно на гораздо более низкую заработную плату, считая, что этих денег им вполне хватит на жизнь. «Можно дать им 20 тысяч долларов, и они будут счастливы», — говорит Альджабри.

Но очень скоро многие из этих имамов оказываются в весьма стесненных обстоятельствах, некоторым даже приходится искать дополнительный заработок.

Многие общины предпочитают имамов-иммигрантов потому, что скептически относятся к тем, кто обучался в Америке. «Я встретил имама в одной мечети, который едва говорил по-английски, но им нравилось, что он красиво читает Коран и руководит молитвой, а это все что им нужно», — рассказал Huffington Post пресс-секретарь Исламского круга Северной Америки Наим Байг.

«Когда речь заходит о религии, они больше привыкли к тем,  кто вырос и получил исламское образование в  мусульманской стране, — считает имам Мухаммад Маджид, президент Исламского общества Северной Америки. — Но многие понимают, что у второго поколения эти имамы уже не находят такого отклика — особенно новые, только что прибывшие из-за океана».

Имам Халид Наср вырос в небольшой деревне на юге Египта и учился во всемирно известном каирском университете Аль-Азхар. В 2000 году процветающая мечеть города Роли, штат Северная Каролина, пригласила его  вести ночные молитвы во время священного месяца Рамадан. Не успел этот месяц окончиться, как  совет мечети, в которой уже был один  имам, попросил Насра остаться в качестве директора по религиозным вопросам. Он согласился.

Поначалу ему пришлось  нелегко. «Английский у меня был нулевой. Это значит,  что я мог сказать «да», «нет», «спасибо»  — вот и все», — говорит Наср. Ученики, приходившие к нему изучать религию по выходным, были недисциплинированными и наглыми, не выполняли домашние задания и выходили из класса без разрешения. Он изо всех сил пытался навести порядок, но безрезультатно.

Многие прихожане мечети советовали имаму записаться на курсы английского, а некоторые даже сами пытались научить его говорить.  Кроме того, никто не помогал ему обустроиться в этом городе.  Через полгода Наср решил, что будет учить английский, хотя бы для того, чтобы говорить на своих уроках в мечети.

«В начале было просто ужасно», — говорит он. Но с помощью учеников, поправлявших учителя, когда он допускал ошибки, уже через два года он смог говорить без переводчика. «Молодежь во многом мне помогла», — признает Халид Наср.

В 2005 году он занял должность имама в одной из мечетей  Исламского центра Новой Англии, после того как его предшественник подал в  отставку. Эта мечеть, построенная  в 1964 году – старейшая во всем регионе.

И хотя Наср там единственный оплачиваемый сотрудник, ему удалось сколотить довольно энергичную общину. На пятничные молитвы собираются  около 200 верующих, многие приходят на угощения «чем богаты» и уроки Корана, в мечети всегда полно детей.  Имам первым признает, что справляется только с  помощью добровольцев, и когда в 2010 году совет мечети решил, что нужно  укреплять связи с молодежью, он  с радостью согласился  подыскать среди своих добровольных помощников координатора по работе среди молодежи.

«Нас этому не учили – заниматься с молодежью. Нас обучали учить других религии, — признает Халид  Наср. — Я не думаю, что это работа имама —  играть с детьми. Имам должен сохранять достоинство и выполнять свою роль».

На призыв совета мечети откликнулся 32-летний психиатр детской больницы Бостона Усман Мухаммад. Родившийся и выросший в Бейруте, он воспитывался на американском телевидении и музыке, а затем учился в бейрутском  Американском университете.  Многие  подростки  говорят,  что именно благодаря ему их тянет в мечеть.

«Я скорее обращусь к Усману, чем к имаму, — говорит  16-летний Зайн Ян.  – С ним легче быть откровенным. Я даже родителям не могу сказать многое из того, о чем мы говорим с  Усманом».

Но хотя община  Насра процветает, он жалуется,  что устал постоянно обращаться за помощью к добровольцам.  Волонтеры не во всем могут заменить оплачиваемых сотрудников, считает имам.  И хотя с Усманом Мухаммадом у подростков прекрасные отношения, несколько из них все же признались, что хотели бы видеть имама, который вырос в США.

«Американские имамы лучше понимают молодежь», —  уверен 17-летний Асад Саджад.

«Они знают, с чем нам приходится сталкиваться в этой культуре. Они знают, что такое давление общества», — соглашается с ним  Зайн Ян.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях