Новый закон уже вызывал возмущение представителей благотворительных организаций и скептические оценки экспертов.
В петиции, подписанной представителями сорока НКО и отправленной в российский парламент, выражается протест против «навешивания ярлыка «иностранный агент» на отечественные правозащитные и гражданские организации.
Хаматова – тоже во «врагах»?
Авторы этого документа, в том числе учредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова, председатель правозащитной ассоциации АГОРА Павел Чиков, ректор «Российской экономической школы» Сергей Гуриев и другие авторитетные общественные деятели считают, что новый закон перечеркивает действующее законодательство об НКО и соответствующие программы их поддержки. Они настаивают на полной переработке скандального законопроекта.
На страницах «Новой газеты» с резкой критикой закона выступила и руководитель фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова. В статье под характерным заголовком «Здравствуйте! Я – «иностранный агент» она призвала народных избранников не принимать закон даже в первом чтении.
Но депутаты из «Единой России» торопятся. Один из инициаторов вносимых изменений Александр Сидякин даже выразил уверенность, что в течение июля закон пройдет все три чтения в нижней палате парламента.
Президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка», член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер, подписавший петицию протеста, заявил WordYou.ru, что депутаты от ЕР, «предлагая внести в законодательство определение «иностранный агент», даже не удосужились дать четкого определения этому термину».
Он расценил предлагаемый закон как политическую акцию, которая здорово «подставляет» «Единую Россию», «и все это делается в страшной спешке». «В нем также нет разграничения между «политической» и «общественной» деятельностью. Получается, благотворительные фонды занимаются политикой», — считает глава НКО «Право ребенка».
«Удивительно, но под определение «иностранных агентов» попадает и фонд «Подари жизнь», поддерживаемый российским президентом», – добавил Борис Альтшулер.
«Дальше ехать некуда»
О том, что закон совершенно не проработан, не содержит четкого определения используемых в нем терминов сказал нам и директор общественно-политических программ Института современного развития, преподаватель МГИМО Борис Макаренко. «Власти вводят дополнительный механизм давления на общество – вместо того, чтобы искать точки соприкосновения со своими оппонентами, — уверен политолог. – Правоприменительная практика теперь у них пойдет в расширенном толковании, если уж речь зашла об иностранным агентах».
Интересно, что положительное заключение по предлагаемому законопроекту дал руководитель аппарата правительства Владислав Сурков, и следовательно все эти юридические новведения не назовешь чисто депутатской инициативой.
Что касается спешки, охватившей депутатов-единороссов, то как заметил WordYou.ru директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, «стиль у нас такой».
«Я так понимаю, что законопроект, касающийся НКО является калькой с аналогичного израильского закона – даже в больше мере, чем с американского (о чем у нас говорят многие), — продолжил Евгений Минченко. — Но у них подобные ограничения направлены на регулирование лоббистской деятельности, и опираются на соответствующее законодательство. У нас же иностранный лоббизм (хоть китайский, хоть азербайджанский или чей-либо еще) процветает без всякой юридической фиксации».
Получается, что НКО в качестве «иностранных агентов» для российских властей представляют большую опасность, чем те или иные общественные группы, открыто лоббирующие интересы зарубежных государств.