Телеграмма в зрительный зал
– Денис, вы планируете создать свой кинопроект, посвященный событиям «арабской весны». Но отсняты уже километры пленок, написали фундаментальные труды философы и журналисты уже все откомментировались, как и почему случилась эта весна, и кто за ней стоит. Вы разобрались во всем этом хаосе мнений?
– По событиям арабской весны уже снято достаточно хроники, однако ни в тех, ни в других я не увидел взгляда со стороны. А мне интересно, как эти события воспринимаются в нашем обществе. Что о них думает простой народ, кого он винит в случившемся? Или же это его вообще не волнует? Поэтому мой проект, разумеется, будет представлять собой событийную хронику, но со вставкой видеосъемки, где по этому поводу высказываются обычные люди.
Как говорил советский режиссер Андрей Гончаров: «Все что вы делаете – это ваша телеграмма в зрительный зал». Я тоже так считаю, любое действие любая информация несет определенную нагрузку.
– А как пришла идея создать этот проект?
Однажды я уже создал видеоролик, посвященный Северному Кавказу. Это был своего рода блиц-опрос жителей Москвы. По результатам стало ясно, что граждане России и понятия не имеют, о чем говорят. Есть какая-то шаблонность в ответах, причем с экстремистской направленностью.
Тогда я и задумался – откуда эта злость в людях? Послевкусие политики, СМИ? К чему она может привести? В какой момент происходят такие революционные события, как «арабская весна»? Сначала в одной стране, затем в другой.
Пытаясь найти ответы на последний вопрос, я начал изучать документальные материалы, смотреть хронику, общаться с людьми и увидел – вся информация об арабском мире необъективна, она же целиком искажена!
Незнайка на Земле
– Но вам не кажется, что человек, который как вы выразились «не в теме», вряд ли сможет указать причину конфликта? Скорее всего, он будет тыкать «пальцем в небо»!
– Вот именно! Именно это я и хотел доказать проектом, что главная проблема людей – не информированность. Они делают выводы, будучи абсолютно безграмотными в этом вопросе. А именно эта безграмотность предтеча катастрофы.
Если я еду кататься на лыжах, то в Европу. А почему? Потому что по сложившимся стереотипам поехать на Домбай – это самоубийство. Там же «бомбят, убивают и грабят».
А кто это сделал? Это сделали СМИ, которые бесконечно муссируют, раздувают масштабные по объемам и провокационное по содержанию события.
Допустим, если речь в сюжете идет о маньяке (например, по национальности таджик) – многие почему-то делают акцент не на то, что он больной человек (ведь это не редкость), а на то, что он — мусульманин… это его приговор!
И тогда начинается уже не просто информирование, оно словно кричит: «все мусульмане ведут себя плохо! Они нас заполонили!»
Человек должен осознавать – если он журналист и пишет «бомбу» (неважно насколько правдивую по содержанию), на кого-то эту бомбу впоследствии придется скинуть.
«Малютка» падает всегда…
– Вы довольно негативно отзываетесь о журналистах. Неужели думаете, что вся проблема заключается в них?
– Дело в том, что сейчас журналисты процентов на 70% перестали быть объективными в проблематике, о которой говорят. «Неважно мусульманин ты, христианин или индус, был бы человек хороший» – избитая фраза, которую повторяют все но,…к сожалению, когда доходит до конкретного дела или конфликта, люди сразу забывают об этих словах.
Сложно отрицать, что «конфликт наций» сейчас довольно острая тема, которая привлекает внимание людей. Так почему бы изданию не подлить масла в огонь и не получить лишний пиар!? Вот они специально и ищут показательные «происшествия».
Информация может нанести катастрофический урон. Я принимал участие в съемках «Бригады» – после выхода на большой экран киноленту ждал успех, но были и последствия – молодежь стала собираться в группы и совершать преступления, подражая киногероям.
В общем, у нас много таких моментов, просто видимо, не сформировалось еще понятие демократии и свободы слова.
Голос Америки или ее рука?
– Многие российские граждане увидели в событиях арабской весны «происки Вашингтона». Какую выгоду получает Америка?
– Америка всегда грезила «завоеванием мира». Хотела стать лидером не только в кино – во всех отношениях. Это старо как мир.
Я вообще думаю, то, что произошло в странах Ближнего Востока – должно было произойти. И не стоит сразу винить силы «извне». Почему-то мне кажется, что причины тех трагических обстоятельств — были именно внутри ближневосточных стран. Людям все же чего-то не хватало, может демократических свобод, может экономической стабильности …ведь целый ряд народов понял, что жить так больше не хочет.
Жили себе спокойно, все их устраивало и внезапно – Бум! Революция! Нет, так не бывает. Для этого должна быть масса предпосылок. И мое мнение, что тамошние власти допустили слишком много ошибок.
– В таком случае, логично было бы вспомнить о нынешней ситуации в России – митинги, пикеты, ОккупайЛагеря. Все недовольны властью. Так это тоже можно считать предпосылками к чему-то более серьезному?
– Легко провести параллели и спроецировать ситуацию на нашу страну. Но я не стану этого делать. Это несерьезно!
То, что произошло на Востоке, это, безусловно, трагедия (ведь когда бьются люди и льется кровь — это всегда великая драма), но никаких связей и параллелей с теми событиями я не улавливаю. Ведь мы не боги, потому в любой момент «под угрозой» может оказаться любая страна.
Другое дело, я считаю, что человек, как-то должен противодействовать этому что ли. Один старец говорил – всегда помните, что с вами происходит в жизни, каждое событие должно давать вам знак — чтобы что-то сделали или же, наоборот впредь не делали.
Почему Восток стал таким Ближним?
– Денис, вы не мусульманин и к Ближнему Востоку никакого отношения не имеете. Почему эти события, в отличие от многих, вас задевают?
– Мне сейчас могут приписать, мол, собрался снять кино с мусульманами и арабской весной – значит, хочешь пропиариться. Да, хочу! Кто меня сейчас за это осудит? Полстраны так делает!
Но вопрос опять в другом – я живу в этой среде, рощу в ней своих детей. И вижу, как прогрессирует проблема. Почему меня это не должно волновать? Идет травля мусульман, и сейчас это самая актуальная тема. Есть скрытая неприязнь, постоянный конфликт (который висит в воздухе).
Эта фраза «я не хожу на рынок, там эти люди другой конфессии». Да бред же! Я тоже не всегда хожу на рынок! Но давайте смотреть правде в лицо. Я и к русским туда не хожу,… но только потому, что не люблю, когда меня нагло обманывают и обсчитывают.
И если постоянно акцентировать что где-то там … да есть этническая преступность, но извините меня, русская мафия вообще – forever!
– Говоря об этнической преступности, многие, например, обвиняют в ней «Братьев-мусульман». Вы, наверное, заметили – с какой осторожностью и даже опасением наше общество относится к этой религиозно-политической ассоциации?
– Да у нас понятие «ислам» уже стало нарицательным.
Можно провести эксперимент. Наберите в поисковой службе слово «мусульманин». Первые подзаголовки пестрят: «террор, грабеж, и т.д.». А этого людям вполне хватит, чтобы сделать выводы. Как говориться посмотрели и «скушали».
Проблема заключается в том, что у нас в стране народ перестал, даже не то что думать, а элементарно задумываться о происходящем вокруг. Огромное количество информации и человек уже мыслит шаблонами, что ему навязали. Постепенно мы превращаемся в информационных зомби.
У каждой ситуации несколько сторон, просто зачастую мы не утруждаемся взглянуть на нее «под другим углом».
Однажды, работая над историей второй Мировой, я столкнулся с немецким народом. Среди них были люди, которые рассказывали, как после войны они тяжело восстанавливались, им приходилось делать табуретки и продавать их, чтобы выжить. И я понял, никакие они не фашисты, или фанатики, это просто обычные люди, по иронии судьбы, вовлеченные в круговорот кровавых событий и массовых разборок. Ничего не напоминает?
– В таком случае, возможно, вы видите пути решения этих «межнациональных» проблем?
– Я подумываю, что неплохо бы в Москве организовать дни арабского кино. А почему нет? Есть французское, немецкое и т.д. А где потерялся Восток?
Есть совершенно удивительные работы египетских, сирийских и т.д. режиссеров…и я уверен, найдутся заинтересованные зрители, те же журналисты критики, которые захотят позиционировать все это в Москве. Это будет весомый шаг к сближению культур.
Мы вечно акцентируем свое внимание на негативе, а если повернуть на позитивный путь? Ведь Ближний Восток это не только «арабская весна»…Просто мы, к сожалению, забыли об этом.