Указ был разработан еще в начале июня, но объявили о нем только в среду. Он охватывает целый ряд преступлений, в том числе те, которые считаются «вредными для правительства», а также «уничтожение имущества», «препятствие дорожному движению» и «сопротивление приказам».
Некоторые из этих положений позволяют военным задерживать мирных демонстрантов: например, митинги на площади Тахрир в Каире мешают дорожному движению.
Указ будет оставаться в силе по крайней мере до составления новой конституции, сообщили в министерстве.
Глава военной юстиции Египта Адель аль-Мурси заявил агентству «Франс пресс», что «это решение заполняет правовой вакуум», а бывший военный прокурор Сайед Хашим назвал его временной мерой.
«Полиция еще не полностью восстановилась, и безопасность не вернулась», — цитирует телевизионное интервью Хашима «Ассошиэйтед пресс».
Созданная «Братством» Партия свободы и справедливости, получившая на выборах наибольшее число мест в парламенте, выступила с заявлением, предлагающим депутатам взять этот вопрос под свой контроль.
В кратком заявлении цитируется высказывание вице-президента партии Эссама аль-Эриана, что парламент рассмотрит, вправе ли министерство юстиции принимать подобные решения, и может ли парламент отказаться от него.
Парламент будет стремиться осуществлять надзор за выполнением нового указа, «чтобы этот мандат не превысил свои правовые и конституционные ограничения», отметил аль-Эриан.
«Целью египетской революции было избавиться от несправедливости, коррупции, автократии и подавления свобод — и египетский народ не примет возвращения чего-либо из них», — сказал он.
«Военный переворот»
Член парламента от Партии свободы и справедливости Мухаммад Бельтаги в интервью «Аль-Джазире» назвал постановление минюста «военным переворотом», отметив, что эта мера даже не обсуждалась в парламенте.
Кандидат в президенты Египта от «Братьев-мусульман» Мухаммад Мурси заявил, что это решение вызывает опасения о роли военных в стране.
Либеральный член парламента Амр Хамзави написал на своей странице в Facebook, что указ практически восстанавливает закон о чрезвычайном положении.
С критикой министерского постановления выступили многие правозащитные организации, расценившие его как подтверждение того, что в Египте действует «военное положение».
Известный правозащитник Гамаль Эйд заявил, что с оглашением этого указа Египет стал похож на «банановую республику».
«Некоторые из преступлений, включенных в этот указ, на самом деле являются правами, такими как право на свободу выражения мнения против правящей власти или установленных законов, право на демонстрации и забастовки», — говорится в совместном заявлении 15 египетских правозащитных групп.
На протяжении последних полутора лет военные играли огромную роль в системе правосудия Египта. Более 12 тысяч гражданских лиц предстали перед военными трибуналами после восстания, свергнувшего президента Мубарака. Причем правозащитники утверждают, что военные суды не обеспечивают даже элементарные стандарты правовых процедур.
Действовавшее в Египте 31 год чрезвычайное положение, введенное после убийства Анвара Садата в 1981 году, закончилось в конце мая. Оно предоставляло широкие полномочия силам безопасности Хосни Мубарака, в том числе право задерживать подозреваемых без суда и следствия.
Суд идет
Указ был обнародован в преддверии назначенного на эти выходные второго тура президентских выборов, в котором кандидат «Братства» Мурси сойдется с Ахмедом Шафиком, последним премьер-министром в правительстве Мубарака и бывшим командующим ВВС.
Кроме того, он появился накануне двух важнейших для Египта судебных решений. Высший конституционный суд должен принять в четверг решение по вопросу об исключении Шафика из президентской гонки в соответствии с так называемым «законом о политической изоляции», который запрещает должностным лицам бывшего режима баллотироваться на государственные должности.
Суд также рассмотрит предположение о неконституционности нынешнего парламента: суд низшей инстанции установил, что некоторые положения закона о выборах — позволяющие политическим партиям конкурировать за отдельные места с независимыми кандидатами — возможно, нарушают действующую конституцию.