Закрыть

Общество

«Умыкание» невест: за и против

 

В Дагестане есть такие села, где девушку никогда не выдадут замуж не только за «представителя другой национальности», но даже за парня из соседнего села. Такие вот фундаменталисты… Родители непреклонны – обычаи и адаты таковы. И что тут делать влюбленным?

В любви все нации проворны…

В Буйнакском районе Дагестана есть село Чиркей, в котором живут аварцы. Вот чиркейцы как раз одни из тех, кто отдает девушек в жены только «своему».

А рядом с этим селом есть и кумыкские села.

Кумык Магомед и аварка Лейла* познакомились в университете. «Она училась в параллельном потоке, и я ее сразу приметил, — рассказывает Магомед. – Поначалу она даже разговаривать со мной не захотела, но я был настойчив. Где-то год мы встречались, а потом я сказал Лейле, что хочу жениться на ней. И тут она испугалась. Рассказала, что ее старшую сестру,  не отдали замуж за аварца, потому что он с другого села. А тут я, кумык. Мои родители пошли к ним домой. Но, как и следовало ожидать, получили отказ. Поэтому мы договорились сбежать, но  обставить дело так, что будто я Лейлу похитил».

Рассказывает Лейла: «Похищение не такой сильный позор для семьи, как согласие самой девушки убежать с парнем, — поясняет она. – Мы убежали в Краснодар. Пошли там к имаму и поженились. Через год переехали в Махачкалу. Родственники на меня были злы. Отец проклинал. Мама, конечно, теперь ходит к нам, ведь скоро у нее появится внук. Конечно, я лишилась богатого приданного, мои родители перенесли сильное потрясение. Но какая разница, что парень с другого села, другой национальности? Вера это же не запрещает?».

Но брак несогласованный с родителями – не по Исламу. А Дагестан – республика, где религия и обычаи смешались, и каждый волен из этой смеси выбирать свой личный регламент жизни.

В дагестанской прокуратуре рассказывают, что заявлений о похищениях девушек к ним поступают часто, но до суда такие дела, как правило, доходят редко. Стороны конфликта предпочитают сами все решать.

Отмечают в прокуратуре и интересную тенденцию. Кражи невест теперь стали снимать на телефон. Понятно, что это делается, когда девушка сама согласна убежать с парнем. Эти ролики необходимы, если дело попадает в суд. Ведь это убедительное доказательство того, что девушка добровольно села в машину.

Такие вот имамы

Иногда с похищениями случаются поразительные казусы. В Хунзахском районе Дагестана как анекдот вспоминают события, которые произошли недавно в одном из сел.

Парень и девушка любили друг друга, но родители обоих не были согласны породниться. Тем более что парню уже засватали другую девушку. За день до свадьбы, влюбленный хунзахский Ромео усадил в машину свою Джульетту. Пока родственники не хватились, они планировали сразу бежать к имаму.

Увы, молодым не повезло. В тот день имам их села и соседнего были, что называется, «под мухой». На пути к третьему селу влюбленных настигли родственники. Братья девушки спрятали ее, а юноша, рассорившись с родителями, уехал в Махачкалу.

Посмотрим, будет ли продолжение у этой трагикомедии – все зависит от силы любви.

Бить или не бить?

Намного трагичнее история дагестанского азербайджанца Мамеда. Стрела Амура настигла его, когда он встретился с даргинкой Патимат. Девушкой из богатой семьи, и уже засватанной за своего двоюродного брата. Но любовь слепа, и на такие мелочи не обращает вниманья.

«Патимат была уверена в том, что ее родители никогда не согласятся на наш брак, — рассказывает Мамед. – И предложила похитить ее. Но чтобы никто ничего не заподозрил, я должен был похитить ее в селе».

Это и оказалось роковым просчетом. Кража планировалась в момент, когда Патимат с ватагой подружек пойдет к роднику. И Мамед с другом, как было условлено, подъехали к девушкам, он схватил Патимат, и потащил ее в машину.
Но… Подружки Патимат напали на похитителя! Двум застенчивым азербайджанским юношам не удалось дать отпор толпе даргинских девушек. Отбив Патимат у любимого, девушки окружили машину и не давали ей сдвинуться с места, пока на шум-гам не сбежалось почти все село. Примчались и братья Патимат.

«Меня и друга сильно избили, — вспоминает Мамед. – Товарищ только месяц назад снял гипс с руки, а я вот…»

Мамед разводит руками, а потом похлопывает ими по ручкам своего инвалидного кресла.

«Все это время он ее насиловал»

Трагическую историю своей подруги Мадины согласилась рассказать Асият. Мадина была первой красавицей в селе, да такой, что свататься к ней начали еще, когда она училась в школе. Родители всем отказывали, — хотели, чтобы их единственный ребенок прежде выучился на врача.

«На выпускном вечере Мадину похитил ее одноклассник Исмаил, — говорит Асият. – Они дружили, но Мадина не любила его. Она сама мне говорила, что Исмаил внимателен к ней больше, чем друг. Но больше чем друг он ее не интересовал. И тогда Исмаил похитил ее. В ту же ночь он обесчестил Мадину и сказал, что они должны теперь пожениться, иначе весь ее род будет опозорен. Мадина не согласилась. Исмаил две недели прятал ее. Все это время он ее насиловал, и, как потом, оказалось, снимал это на телефон. Мадине удалось сбежать от похитителя. Родители Исмаила пришли к ее отцу, но, поговорив с дочерью, тот отказался выдать ее замуж. Потом по телефонам начали гулять те самые ролики. Мадина, не вынеся позора, повесилась».

Это была не последняя смерть. Отец Мадины впоследствии убил Исмаила и сейчас отбывает третий год из десятилетнего заключения.

Мать девушки скончалась от приступа.

Гордиев узел по-дагестански

Готовя это материал, я выслушал множество разных историй. Смешных и грустных, кровавых и идиотских.

Можно ли решить эту проблему кардинально? Вряд ли. Дагестан особый регион, где сплелось множество культур, традиций, обычаев вперемешку с религией. Просто разрубать этот клубок не получиться. Каков выход? Его, видимо, нет.

Поскольку точное решение этой проблемы знают только любящие сердца. А к ним – не прислушиваются.

————————————————————————-

*Имена некоторых героев изменены



Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях