Закрыть

Праздники и приметы

Who is Башар?

 

Недавние аресты оппонентов правящего режима в сирийском городе Аль-Растан (186 км к северу от Дамаска)  сопровождались волнениями на северо-западе республики. По сообщениям сирийских правозащитников, в Аль-Растане задержано более 3 тыс. человек. Как заявил в интервью западным журналистам министр информации   страны  Аднан Хаммуд, «истинной картиной происходящего является то, что вооруженные террористические группы продолжают убивать и запугивать граждан, солдат и полицейских».

В  этой  ситуации   повстанцы  предпринимают  энергичные  шаги, направленные  на  легитимацию оппозиционного  Национального совета, претендующего на власть в стране. Один из наиболее активных его членов профессор Бурхан Галиун уже объявил, что внешнее вмешательство в сирийские дела возможно лишь с разрешения этой структуры. «В таком случае мы будем сотрудничать с международными силами. Без консультаций с нами любое вторжение будет неприемлемым», — заявил Галиун. Кроме того, оппозиционеры во главе с беглым генералом Риядом Мусой Асадом приступили к формированию «свободной сирийской армии».

Курды: «за» и «против»

Все это происходит на фоне возросшей дипломатической активности в регионе –  прежде всего соперничества Турции и Ирана в борьбе за влияние на сирийские дела. Причем как Анкара, так и Тегеран активно разыгрывают курдскую карту. Президент автономного Иракского Курдистана Масуд Барзани, еще со времен борьбы против Саддама Хусейна установивший тесные связи с турецкими военными, по сути, поддерживает сирийских повстанцев. А   другой курдский политик глава Ирака Джаляль Талабани ориентируется скорее на Иран.

Напомним, что в самом Ираке у власти находится правительство, возглавляемое шиитом Нури аль-Малики, считающимся главным партнером Тегерана на берегах Тигра и Евфрата. Иракские СМИ в эти дни сообщают об активности «альтернативных повстанцев» в Сирии – боевиков Рабочей партии Курдистана (в свое время отступивших в соседнюю страну с турецкой территории), которые теперь убеждают соплеменников не поддерживать здешнюю оппозицию, по крайней мере, вооруженную.

Но вот среди иракских курдов превалируют иные настроения. Как рассказал нам декан гуманитарного факультета Университета Сулеймании (Иракский Курдистан) Длер Хаммад Ахмад, «народ по большей части выступает на стороне  сирийской оппозиции, а наши руководители усиливают свою региональную политическую роль, предпочитая воздерживаться от конкретных оценок». При этом ходят слухи о неофициальных поездках местных политиков, например заместителя председателя правящей Демократической партии Курдистана, экс-премьера и племянника президента Нечирвана Барзани, на переговоры в Анкару. «Не надо забывать, что в былые годы репрессивная машина сирийского государства обильно поработала и против тех активистов курдского национального движения, которые выступали за демократизацию и развитие общественных институтов в стране».

Внешние  силы их злобно гнетут…

Известный  эксперт по региональным делам профессор Ливанского государственного университета Муфид Котейш    полагает, что критиковать президента Сирии, конечно, есть за что: «инициированные Башаром Асадом новые законы о партиях, о выборах и т.д. свидетельствовали скорее лишь о желании провести реформы, но не о реальных действиях на этом направлении».

Профессор весьма оптимистично смотрит на развитие  событий  в регионе: «Надеюсь, что Россия и КНР, наложив вето на санкции против Сирии, тем самым откроют коридор для усиления давления на Дамаск, чтобы подтолкнуть сирийские власти к реальным переменам. Москве, во всяком случае, Асад доверяет, так что российской дипломатии, как говорится, и карты в руки». Но в тоже  время, Котейш  призвал повнимательнее отнестись к настроениям в среде сирийской оппозиции: «Среди ее активистов есть те, кто сжигает российские флаги, обвиняя Москву в поддержке диктатора и те, кто настроен на диалог с Россией. Вообще среди них есть и  жестокие террористы, и вполне нормальные люди».

Что касается Ливана, то, по словам профессора Котейша, здесь общество четко расколото на противников Асада (из числа местной оппозиции), и тех, кто выступает в его поддержку – от официальных структур до активистов шиитских организаций «Хезболла» и «Амаль». «Если развитие событий в Сирии приведет к интервенции внешних сил, это взорвет и нашу страну, а далее пойдет цепная реакция – сирийцы, ведь, уже обещали, что в ответ ударят по Израилю, с которыми давно находятся в состоянии войны», — заключил эксперт.

Алексей Андреев


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях