Подробности этой беспрецедентной операции будут обнародованы в течение ближайших двух-трех дней. Но уже сейчас известно, что стороны осуществят обмен в два этапа. Примерно через неделю израильтяне выдадут 450 мужчин и 27 женщин. Сами палестинцы называют их военнопленными. Среди женщин есть гражданка Украины Ирина (она замужем за палестинцем, у них две дочери), а также единственная женщина-командир – Ахлам Танини из «Бригад Изеддина Кассама».
Пятеро женщин были приговорены израильтянами к пожизненным срокам заключения. Всего же среди 477 освобождаемых 315 человек отбывали пожизненное заключение, еще 135 – получили многолетние сроки. Как заявил в своем телевизионном обращении лидер ХАМАС Халед Машаль, приоритет отдали тем, кто провел в тюрьмах Израиля более 20 лет. Второй этап обмена будет проведен спустя два месяца, когда на свободу выйдут еще 550 заключенных.
Напомним, что Шалит попал в плен в 2006 году, когда бойцы ХАМАС атаковали израильский блокпост на границе с Газой, проникнув туда по подземному ходу. В ходе боя погибли два израильских солдата, еще шестеро были ранены. Палестинцы потеряли двух человек. У их пленника была сломана рука и легко ранено плечо.
В обмен на освобождение Шалита движение ХАМАС потребовало выпустить из израильских тюрем более тысячи палестинских заключенных, в том числе лидеров палестинского сопротивления, осужденных на длительные сроки заключения. ХАМАС также настаивал на освобождении из израильских тюрем всех палестинских женщин и детей.
По данным правозащитников, в израильских тюрьмах содержится 8,2 тысячи заключенных-палестинцев (большинство из них – жители Западного берега реки Иордан), а также граждан разных арабских стран. Среди пленников — 62 женщины и более 200 детей. Узники постоянно жалуются на тяжелые условия содержания.
Арабская весна заглянула в тюрьмы
Эта история затянулась на годы. Израиль пытался вернуть его силой, затягивал переговоры, пытался надавить на палестинцев. Спустя год после пленения Шалита в Интернете появился видеоролик, в котором капрал выражал разочарование пассивностью израильского правительства при решении его судьбы. Как бы то ни было, к январю 2010-го переговоры между ХАМАС и Израилем были прерваны, и возобновились они только в этом году.
Представители ХАМАС особо подчеркивают, что в ходе переговоров роль посредников брали на себя немцы, турки и особенно активно — египтяне. Причем многое, по-видимому, действительно зависело именно от Каира, ведь переговорный процесс реально продвинулся лишь после революционных перемен в Египте.
Как рассказывают очевидцы, сразу после появления сообщений о заключении этой сделки в палестинских населенных пунктах начались демонстрации. Радостные лица, море бенгальских огней – люди дождались, наконец, весточки о грядущем освобождении бойцов палестинского сопротивления. Пять лет они ждали этого события. К признанию неизбежности такой развязки пришло и израильское правительство. Когда сделка обсуждалась на правительственном заседании, ее поддержали 26 министров, и лишь трое высказались против.
Премьер-министр правительства ХАМАС Исмаил Хания назвал соглашение с Израилем «историческим моментом». Выступая перед праздничной демонстрацией в Газе, он обещал организовать узникам израильских тюрем торжественную встречу.
Глава политбюро ХАМАС Халед Машаль и его заместитель Муса Абу Марзук отправились в Каир для обсуждения деталей исполнения заключенного соглашения. Причем Марзук пообещал в течение ближайших дней поименно назвать всех освобождаемых заключенных.