При создавшемся в настоящий момент в результате вывода американских войск вакууме власти это особенно опасно.
Всего через три дня после ухода американцев — 21 декабря — Малики отправил своего заместителя Салеха аль-Мутляка, возглавляющего суннитский политический блок «Иракия», в «длительный отпуск».
В интервью «Аль-Джазире» во вторник Мутляк призвал премьер-министра аль-Малики уйти в отставку, обвинив его в диктаторских замашках и ввержении страны в хаос, возможно даже, в гражданскую войну.
«Мой совет ему [Малики] заключается в том, что он должен покинуть свой пост, поскольку он является причиной всего, что происходит в Ираке, потому что превратился в настоящего диктатора в этой стране», — сказал вице-премьер.
Он считает, что сейчас наступил самый опасный для Ирака этап с самого начала оккупации, и тот способ, которым Малики управляет страной, «приведет к хаосу и гражданской войне».
«Он [Малики] — диктатор без мудрости, — сказал Мутляк. – Ему следует передать кому-нибудь свою должность, и [нам нужно] сформировать новое правительство на период до выборов».
Премьер Малики, тем не менее, настаивает на том, что его действия соответствуют как соглашению о разделе власти, так и конституции Ирака.
Дело осложняется еще и тем, что политический блок, лояльный к шиитскому религиозному лидеру Муктаде аль-Садру, призвал распустить парламент и провести новые выборы.
То же самое предлагает и президент курдского региона на севере Ирака Масуд Барзани. В недавнем интервью «Аль-Джазире» он заявил, что необходимо провести досрочные выборы, если политические лидеры не в состоянии разрешить кризис, и что Ирак стоит перед самым опасным кризисом со времен начала американской оккупации. Барзани также подчеркнул, что конституция Ирака допускает федерализм, и Малики не имеет права возражать против создания федеральных регионов, к чему стремятся все больше иракских провинциальных лидеров.
Баха аль-Араджи, глава аль-садровского блока «Аль-Ахрар», который имеет 39 мест в 325-местном парламенте, заявил «Аль-Джазире», что существующие политические партнеры неспособны прийти к решениям, поскольку среди них есть блоки политиков, защищающие западные интересы, «в то время как другие борются с терроризмом».
Действия, предпринятые премьером Малики против вице-президента Хашими, уже привели к тому, что несколько арабских провинций Ирака, где проживает суннитское большинство, вновь потребовали создания своего собственного федерального округа. Таким образом, межрелигиозная линия разлома в Ираке, ярко обозначившаяся на фоне нынешнего кризиса, грозит еще дальше углубиться.
Шиитский Саддам?
Возглавляемый бывшим иракским временным премьер-министром Иядом Аллави блок «Иракия», в который входят Хашими и Мутляк, объявил 17 декабря о приостановлении своего участия в парламенте в знак протеста против продолжающихся арестов его членов.
18 декабря остатки американских войск были выведены из Ирака, а 19 декабря Малики выдал ордер на арест Хашими.
22 декабря более десяти взрывов прогремело по всему Багдаду, погибли по меньшей мере 70 и ранены более 200 человек. Ответственность за взрывы взяла на себя «Аль-Каида в Ираке».
Хашими, укрывшийся в Курдском регионе, на севере Ирака, отрицает все обвинения премьера Малики, ставя под сомнение побудившие выдвинуть их мотивы. По его мнению, дело в отношении него было намеренно приурочено к окончанию вывода американских войск.
Между тем, лидеры некоторых преимущественно суннитских провинций, таких как Анбар, Салахедин, Дияла и Ниневия возобновили свои призывы к федерализму, добиваясь большей автономии от Багдада.
Премьер Малики предупредил, что Ирак еще не готов к федерализму, заявив, что отвергает все, что может привести к разделению Ирака.
Недавно он заявил группе племенных шейхов из провинции Салахедин, что, если федерализм придет в Ирак «неестественным путем», он «превратится в реки крови».
Мнение иракцев
Корреспондент «Аль-Джазиры» поговорил с несколькими иракцами в популярной багдадской чайной «Шабендер-кафе», где каждую пятницу проходит книжная ярмарка. Здесь регулярно – на протяжении многих веков — встречаются иракские интеллектуалы и художники, чтобы обсудить искусство, политику и литературу.
Учитель на пенсии Наджи Салман, который был арестован в 1970 году режимом Саддама Хусейна и обвинен в политическом диссидентстве, считает, что аль-Малики руководит страной «в уравновешенной манере», и Хашими должен предстать перед судом в Багдаде.
«Тарику аль-Хашими следовало оставаться в Багдаде, и он должен предстать перед судом здесь, потому что его бегство в Курдистан позволило аль-Малики очернить репутацию Хашими, — говорит Салман, в прошлом член партии бывшего премьер-министра Ияда Аллави. – «И я думаю, Хашими нагнетает политическую обстановку из узкорелигиозных интересов».
Владелец магазинчика мобильных телефонов Аймен Карим возмущается политическим кризисом, потому что за все споры политиков расплачиваться все равно придется иракскому народу.
«Инша Аллах [Бог даст], это насилие на религиозной почве не повторится, говорит он. — Пока они там дерутся между собой, народ страдает».
С ним согласен и парикмахер Ахмед Сабах: «Единственные жертвы политического кризиса – это иракцы. Мы надеемся, что ситуация не будет такой, как раньше, но есть признаки того, что к этому все вернется, если ничего не изменится в ближайшее время».
По его мнению, единственный выход, это избавиться от всех нынешних политиков и «найти людей получше, чтобы они работали вместе на благо нашей страны».
Мнение владельца чайной «Шабендер-кафе» Фейсала Махмуда столь же однозначное: «Мы находимся в политическом кризисе, а политики заботятся только о самих себе, а не о стране».
Политический театр?
Многие иракцы полагают, что текущий политический кризис — это не более чем театральное действо.
«Этот политический кризис — все иракцы знают — просто политический театр, — уверен перебивающийся случайными заработками Мухаммад Абид. — Политики борются друг с другом в СМИ, а за закрытыми дверями пожимают друг другу руки, и богатеют. При этом всегда страдают менее благополучные в финансовом смысле иракцы».
Тем не менее, Абид тоже опасается, что этот кризис, если он продлится достаточно долго, вновь ввергнет страну в межрелигиозное насилие.
Водитель такси Мустафа Ахмед расценивает сложившуюся ситуацию столь же негативно: «Все наши политики представляют политические цели зарубежных стран. Я не знаю, вернется ли насилие на религиозной почве, но иракский народ понимает ситуацию, и главным проигравшим является иракский гражданин». Он считает, что возможность проведения новых выборов пугает большинство действующих политиков, «так как они стремятся сохранить свои интересы и позиции, и каждый из них придерживает компромат на других».
Моватхик аль-Хашими из иракского Центра стратегических исследований в Багдаде сообщил Bloomberg News, что, по его мнению, иракские проблемы невозможно разрешить без роспуска парламента. «Я считаю, что это не что иное, как попытка оказать давление, — добавил он. — Многие законодатели уверены, что не удержат свои места, если выборы будут проходить на фоне такой слабой работы парламента».
Однако некоторые, как владелец чайной Махмуд, все же считают, что правительство в состоянии разрешить этот кризис, но для этого «они должны сесть вместе и все проработать». А как раз этого, по крайней мере сейчас, иракские политики, похоже, сделать не в состоянии.
Дахр Джамайль. Английская версия статьи опубликована на сайте «Аль-Джазира».