В перечень книг попали «Сорок хадисов» Ан-Навави, «История жизнеописания Пророка Мухаммада» Мубарака Фури и другие известные труды мусульманских ученых, которые не отличались никогда радикальными взглядами.
Напомним, что ранее решением Ленинского районного суда города Оренбурга судья Нуждин признал экстремистскими 68 книг без участия авторов и издателей, имеющих на них право собственности. Ввиду того, что решение было принято с грубейшими процессуальными нарушениями, есть все основания предполагать, что фактически дело не рассматривалось надлежащим образом — рассмотрение всего дела и обозрение 68 объемных книг составило не более 15 минут, после чего все они были включены в федеральный список экстремистских материалов.
Примечательно то, что данный факт не был доведен до авторов и издателей, которые узнали о решении суда спустя два месяца, после того как правоохранительные органы стали изымать данную литературу из свободной продажи. Правообладателями были поданы апелляционные жалобы, с целью оспорить правомерность данного решения.
Оренбургский областной суд вынужден был приступить к пересмотру дела, поскольку ранее принятое решение являлось незаконным. Однако есть все основания предполагать, что новое решение суда апелляционной инстанции мало чем будет отличаться от предыдущего.
Факты говорят сами за себя. Несмотря на то, что ранее изъятые книги были уничтожены, суд предоставил прокуратуре возможность заменить книги на аналогичные им, то есть по факту на экспертизу были направлены другие книги, неизвестно кем и где напечатанные.
Суд назначил психолого-лингвистическую экспертизу, отказав всем заинтересованным лицам в привлечении заявленных ими экспертов, в том числе теологов, но при этом были удовлетворены кандидатуры экспертов, заявленные прокуратурой Оренбургской области.
В итоге из четырех назначенных судом экспертов, один отказался от участия в экспертизе. Второй эксперт – профессор МГУ, доктор психологических наук дал отдельное мнение, в котором указал, что не усматривает в представленной на экспертизу литературе признаков экстремизма и считает, что «религиозная литература требует отдельного подхода, поскольку она имеет свою специфику».
Однако оставшиеся два эксперта смогли усмотреть абсолютно во всех представленных на экспертизу книгах признаки экстремизма. Очевидно, что при таком заключении экспертов решение суда будет явно не в пользу авторов и издательств, имеющих права на эти издания.
Очевидно, что при такой экспертизе трудно рассчитывать на справедливое решение суда, вероятнее всего, оно будет явно не в пользу правообладателей изданий. Учитывая сложившуюся ситуацию, складывается впечатление, что сегодня под запрет может попасть любая книга религиозной направленности.
С уважением,
Наталья Ичаева
+7 905 565 47 11
Ляйсян Жамалова
+7 985 474 79 55
Коммуникационное агентство Ummagazine&Co