Закрыть

Обо всём

Почему Запад боится ислама

 

В то время, как ученые в своих работах давно опровегли теорию о несовместимости ислама с западными ценностями, это не меняет преобладающих в западном мире предрассудков в отношении второй по величине мировой религии.

Напротив: убеждение, что ислам не совместим с Западом, даже еще ​​больше активизировалось в последние 15 лет, поскольку западные элиты видят теперь в исламе не только внешнего врага, который угрожает либеральной западной демократии, но и врага внутреннего. К этому добавляется еще и страх перед растущими темпами распространения мусульманской веры в мире.

Устойчивость мифов о враждебности ислама Западу не связана с качеством научных работ в этой области. Проблема в том, что труды исследователей, в том числе и авторитетных ученых с мировыми именами, опровергающие расхожее мнение о несовместимости таких ценностей как демократия и права человека, с исламом редко используются политическими и культурными деятелями. Не говоря уже о СМИ.

Научиться понимать мусульманскую реальность

Тем не менее, существует много возможностей — если получше узнать социальную и культурную реальности мусульман — убедиться в том, что мусульмане на Западе поддерживают западные ценности не хуже так называемых коренных жителей, и в большинстве своем прекрасно интегрированы. В этом контексте, образовательные и культурные меры могли бы помочь сделать граждане знакомы с этой реальностью.

Исследование, проведенное мной совместно группой ученых гарвардского университета, и опубликованное в книге «Почему Запад боится ислама», подтвердило, что западные элиты склонны преднамеренно связывать ислам с антигражданственностью, а в набожных мусульманах видеть внутренних врагов, подрывающих национальные ценности, а также внешних врагов в глобальной войне против западной цивилизации.

Самое удивительное, что подобное поведение со стороны мусульман в европейских странах или в США, оправдывавшее бы этот страх, не было доказано ни в одном эмпирическом исследовании!

В реальности мусульманская политическая деятельность или общественная активность не отличается от деятельности их среднестатистических сограждан в западных странах. Исследования показывают, что в Европе и США мусульмане даже больше верят в демократию, чем коренные жители западных государств, охваченных нигилизмом и разочарованием своими политиками. И что посещение мечети даже облегчают их социальную и политическую интеграцию.

Отношение к мусульманам как к врагам либеральной демократии уходит корнями в историю, при этом к историческому восприятию их в качестве «супостатов» добавились и современные проблемы, а также собственный кризис идентичности западных элит.

Запад должен переписать свою историю

Мусульмане всегда были «другими» для Запада, ещё со времен средневековья. И только наладившиеся отношения между Европой и Османской Империей привели постепенно к связи Запада и Востока, которая, кстати говоря, имела решающее влияние на мировую политику 19-го века.
Западный мир нуждается в новой национальной истории, включающей ислам и мусульман как неотъемлемую часть своей национальной памяти и культуры. Это случится, скорее всего, лишь тогда, когда ислам будет освобожден ими от своих партийных сиюминутных интересов, а мусульмане будут включены в политическую, социальную и религиозную жизнь в качестве полноправных актеров.

Что касается самих мусульман и будущего ислама на Западе, то тут необходима совместная работа религиозных деятелей всех направлений, поскольку она могла бы принять на себя чрезвычайно важную роль для диалога ислама с другими монотеистическими религиями.

Джозелин Сезари, старший научный сотрудник по исламу в университете Беркли, США


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях