Если заглянуть во все уголки нашей планеты, даже самые отдаленные, то в одном из них можно обнаружить удивительное племя Куна, в котором правят женщины и весь уклад строится на них.
Куна получили от властей полную автономию, что не удалось сделать в свое время другим индийским племенам. Они верят, что Земля создана Богом только для них. Живут они по своим законам и дружат с панамскими властями. Эта народность насчитывает примерно 50 тысяч человек.
В Панама-Сити можно часто встретить женщин Куна – они приезжают в город с островов архипелага Сан-Блас, чтобы продать текстиль, а вечером возвращаются домой.
О своем праве на независимость Куна заявили властям Панамы в 2010 году и люди их поддержали.
Архипелаг Сан-Блас насчитывает более 350 островов, на которых и проживает эта удивительная народность.
Вожди, которые поют
Куна живут небольшими общинами, ними руководит вождь — сайла, которого Куна выбирают сами (раньше выбирало МВД Панамы). Главным критерием, который служит при выборе вождя, является его умение петь, потому что вождь обращается к жителям в песенной форме.
Обязанности сайлы заключаются в том, чтобы в общине был порядок: он распределяет общественные работы, оказывает помощь в решении конфликтных ситуаций, дает разрешение на поездку в столицу. Слово сайлы — закон для всех: если он прикажет идти строить хижину, все идут и строят.
Второй человек, почитаемый в племени, — неле — это шаман, предсказывающий погоду и лечащий местных жителей.
Кстати, сайлой может быть избран как мужчина, так и женщина, но из-за вокальных способностей ними чаще становятся мужчины. А вот неле по традиции становится женщина: считается, что у нее лучше связь с природой.
На собрании — кабильдо (напоминает сессии горсовета) — несколько раз в месяц все взрослые сообща принимают решения о местах для ловли рыбы, продажи кокосов, мола и разрешают споры между членами общины, если таковые имеются.
Национальная валюта племени Куна
Поскольку Куна были главными поставщиками кокосов во всем регионе, эти пальмовые плоды у них стали национальной валютой. Во всех отношениях это выгодное решение: не нужны затраты на содержание монетного двора, а также кокос можно в любое время скушать, вернее, выпить из него кокосовое молоко. Точно с голоду не помрут при таком решении товарно-кокосового обращения.
Кокосовые пальмы закреплялись за жителями архипелага так же, как и земли общего назначения. Рейдерского захвата здесь никогда не было.
Здесь царит матриархат
В семье Куна отмечают всего три праздника: рождение девочки, ее взросление и замужество.
Женщины находятся на главных позициях в иерархии семьи и общества. Это связано, скорее всего, с тем, что мужчина утратил свои позиции, как защитника: войны архипелагу с его малочисленным населением не грозят, пища, поставляемая самой природой (агрокультура, ловля рыбы и торговля — главные занятия на островах) дает возможность мужчинам расслабиться в понимании воина и добытчика.
Поэтому власть полностью перешла в руки женщин, которые контролируют сферу агрокультуры и торговли. Женщины могут распоряжаться имуществом на свое усмотрение. А вот если мужчина хочет что-то продать или купить, он должен спросить разрешения у женщины.
Создание семьи
В пять лет девочкам из племени Куна прокалывают уши и нос, чтобы вдеть кольцо в нос, и огромные золотые серьги — в уши. Это первые украшения, символизирующие женскую красоту.
В 13-14 лет девушка считается взрослой и начинает готовиться к замужеству. Жениха ей подыскивают в течение 4 дней.
А происходит это так: вдоме невесты собирают всех юношей селения и их родственников. Все пляшут, и радуются. Наконец, невеста указывает на юношу, который ей понравился. Но он вправе сбежать от нее 3 раза, если она ему не понравится. Но если же жених убежит и в 4-й раз, ритуал повторится сначала, пока не будет создана пара.
А вот самое интересное.
Мужчины Куна тоже рожают
Женщины племени рожают детей в водоеме. И вместе с супругой готовится к родам и будущий отец. Во время родов он кричит от боли (имитирует крик) вместе с супругой, а после родов три дня отдыхает в гамаке, будто он на самом деле рожал.
Татуировка, как защита от злых духов
Издавна татуировка считалась своеобразной защитой от злых духов: ее наносили как женщины, так и мужчины. Краску добывали из местного дерева сабдур. Чуть позже и детям стали наносить такие тату в виде черной полосы от макушки до кончика носа.