Закрыть

Обо всём

В Сочи завершились переговоры Путина и Эрдогана

 

Переговоры президентов России и Турции в Сочи продолжались около четырех часов. Владимир Путин констатировал прогресс в торговых отношениях. Много времени уделили вопросам энергетического сотрудничества — особенно проектам «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Реджеп Тайип Эрдоган пригласил российского коллегу на церемонию заливки бетона на этой атомной станции. Также, конечно, речь шла о Сирии и борьбе с террористами.

«Есть все основания полагать, что нам удастся полностью компенсировать прошлогодний спад», — заявил Путин, выступая перед журналистами. «Такой прогресс связан с последовательным снятием торговых барьеров и ограничений», — добавил он.

В Сочи лидеры обсудили меры по ликвидации оставшихся ограничений и с участием министров и глав компаний предметно рассмотрели взаимодействие в сфере энергетики.

«Это касается «Турецкого потока», сооружения АЭС «Аккую» — в ближайшее время «Росатом» начнет практическую стадию реализации проекта», — объявил Путин.

«Обсуждали, разумеется, и проблемы сирийского урегулирования, — продолжил президент РФ. — На фоне достигнутых успехов по борьбе с террористами мы согласны, что нужно продвигать процесс политического урегулирования».

Путин проинформировал коллегу о совместном заявлении с США по Сирии в Дананге. А именно — о планах окончательно добить ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка — прим. «РГ»), неукоснительно обеспечить сувернитет и территориальную целостность Сирии.

Рассказал Путин и об итогах недавней поездки в Иран и встречах с иранским руководством, а также отметил результат астанинского процесса. «Уровень насилия, безусловно, снизился», — оценил он. «Создаются благоприятные условия для продвижения сирийского диалога под эгидой ООН», — считает российский лидер.

Главы государств намерены продолжить практику частых встреч. Как сказал Путин, «делового неформального обмена мнениями, корректировки наших планов и подведения итогов работы». «Наши встречи проходят очень оперативно, не забюрокрачено, без лишних дипломатических процедур», — сказал он. Напомним, что несколько дней назад во Вьетнаме именно сложные протокольные согласования так и не вылились в отдельную встречу Путина и американского лидера Дональда Трампа.

Между тем самым интересным в начале встречи был момент рукопожатия двух президентов. Реджеп Эрдоган, протянув руку Владимиру Путину, ни разу не взглянул на него, а старательно глядел в сторону теле- и фотокамер и напряженно, и даже, кажется, со своим обычным вызовом, улыбался им. Владимир Путин, наоборот, с недоумением улыбался в сторону турецкого коллеги, но ответного знака внимания так и не дождался. Так протокольные инстинкты в очередной раз взяли у Реджепа Эрдогана верх над человеческими. Возможно, и не надо так долго работать президентом: бог знает, что еще может случиться с человеком за такое время на такой работе.

Пока шли переговоры один на один, по коридорам гостевого дома резиденции прогуливался министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Журналисты одним своим видом не расстраивали его. Более того, он, например, откликнулся на просьбу прокомментировать простодушное заявление Реджепа Эрдогана по поводу вывода подразделений России и США из Сирии:

«Президент Эрдоган просто упомянул, что и США, и Россия имеют наземные войска там! Если военная операция не нужна, то это только от них зависит! Это просто комментарий о политическом урегулировании!»

Если кто-то хочет быть святее папы римского, то Мевлют Чавушоглу хочет быть еще простодушней Реджепа Эрдогана.

На самом деле визит турецкого президента, нанесенный в сердце сочинской резиденции Владимира Путина, связан, делились со мной турецкие журналисты, прежде всего с тем, что Россия намерена в ближайшее время собрать в Сочи так называемый Сирийский национальный конгресс, то есть представителей сирийской оппозиции и сторонников власти для переговоров — прежде всего уже, конечно, о будущем Сирии.

Предполагается, что среди этой оппозиции будут и члены Рабочей партии Курдистана, а это для Реджепа Эрдогана неприемлемо. Он не раз говорил, что между сирийскими и турецкими курдами для него принципиальной разницы нет: и те и другие — террористы.

Но и для России, и для США это не так.

Так что переговоры в Бочаровом Ручье в этот день на самом деле были тяжелыми.

Еще одна тема, которую Реджеп Эрдоган обещал своему бизнесу поднять в разговоре с Владимиром Путиным,— визовый режим. Сейчас крупные турецкие бизнесмены, инвестирующие в Россию десятки и сотни миллионов долларов, получают визу в Россию на три-четыре дня, реже — на две недели. Дело даже не в том, что они ничего не успевают за это время в Москве или тем более где-нибудь на Урале, нет. Они считают унизительным такое отношение к себе (хотя еще некоторое время тому назад им вообще не выдавали никакие визы).


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях