Праздники и приметы
Православный календарь на 11 июня 2023 года: церковь совершает празднование в честь нескольких икон Божией Матери
- Иван Синевский
- Тема: Православие Праздники
Ежегодно 11 июня в РПЦ совершается празднование нескольких икон Божией Матери. Среди них: «Умягчение злых сердец» (Семистрельной); «Нерушимая Стена»; Мателикийской (Метелинской); «Нечаянная Радость»; «Избавление от бед страждущих»; «Мати Дево»; Дектоурской; «Благодатное Небо»; «Споручница грешных» (1843); Цесарской-Боровской; «Блаженное Чрево»; Животодательница; Ясноборской; «Недремлющее Око»; «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»).
11 июня 2017 — Празднование иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельной)
Чудотворная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной, на погосте, неподалеку от города Вологды. На иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами (от чего икона получила и другое название свое — Семистрельная).
Икона отображает евангельское повествование о том, как в сороковой день по Рождестве Христовом праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в храм для совершения над ним обрядов по закону Моисееву. Их встретил в храме святой старец Симеон, который возвестил присутствовавшим, что сей Младенец есть обетованный Мессия. Обращаясь к Божией Матери, праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».
Символически скорбь Богоматери изображена на иконе семью пронзающими ее сердце стрелами. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой обыкновенно ходили звонари этой церкви.
Однажды некий крестьянин города Кадникова тяжело заболел и, не получив исцеления от врачебной помощи, обратился с молитвой к Царице Небесной. Ночью ему было видение, в котором неизвестный голос повелел отыскать на колокольне образ Божией Матери и молиться пред ним. Икона была найдена, вычищена и перенесена в храм. Пред обретенным образом отслужили молебен, после чего больной совершенно выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы.
Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась. Празднование иконе Божией Матери Семистрельной или «Умягчение злых сердец» совершается 26 августа и в Неделю Всех святых (празднуется в первую Неделю по Пятидесятнице — переходящий праздник — 9-ое воскресенье по Пасхе).
Празднование иконы Божией Матери «Нерушимая Стена»
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
Празднование иконы Божией Матери Мателикийская (Метелинская)
Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году.
Празднование иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы. В сказании о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским, говорится о том, как некий грешник, проводя жизнь в грехах, имел, однако, обыкновение преклоняться пред иконой Богоматери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!». Матерь Божия не отвергла его молитвы.
Она стала молить Бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние. Однажды, собираясь идти на грешное дело, тот человек по своему обыкновению встал на молитву пред образом Богородицы. Внезапно он увидел, что из ребра, рук и ног Младенца потоками течет кровь, как некогда на Голгофе. Божия Матерь открыла беззаконнику, что он и другие грешники вновь и вновь распинают Сына Ее, когда творят грехи.
Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей пред Богом и Ходатаицей о прощении его грехов. Матерь Божия до тех пор не прекращала Своих молитв за грешника, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради».
Человек тот осознал глубину своего падения и с помощью Божией оставил грешную жизнь. До конца дней своих со слезами и благодарностью он молился Божией Матери, по ходатайству Которой получил нечаянную радость покаяния и прощения грехов от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Празднование иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих»
В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «Избавление от бед страждущих».
Празднование иконы Божией Матери «Мати Дево»
На св. иконе, именуемой Мати Дево, Богоматерь изображена стоящею со скипетром в опущенной вниз правой руке и держащею на левой руке Богомладенца, благословляющего правою рукою; главы Их увенчаны коронами.
Празднование иконы Божией Матери Дектоурская
Точных списков и истории этой иконы не сохранилось. Клеймы этой иконы встречаются на многочастных иконах Богородицы. Празднование ей установлено в Неделю Всех Святых. Булгаков отмечает, что Дектоурская икона «по изображению подобна Амартийской». Поселянин тоже упоминает об этой иконе (написано «Дектурская», возможно опечатка). Не факт, но мой домысл: трудно не заметить сходства иконографии и названия этой иконы с Девпетерувской. Принимая во внимание, что подписи на иконах часто сокращали или откровенно калечили, Дектоурская икона могла внести свой вклад в ту путаницу, которая сложилась сейчас с Девпетерувской иконой – имеются два разных образа с таким названием, причем один из них – почти копия Дектоурской иконы.
Празднование иконы Божией Матери «Благодатное Небо»
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр.12:1, 5).
Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.
Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Во 2-й половине XIX — начале XX века празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.
Празднование иконы Божией Матери «Споручница грешных»
Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Кроме 7 марта, празднество в честь этой иконы совершается 29 мая.
Празднование иконы Божией Матери Цесарской-Боровской
В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом.
Другая Цезарская икона находится в московском Благовещенском соборе, на горнем месте, в левом отделении алтаря. Явилась она в 792 году.
Празднование иконы Божией Матери «Блаженное Чрево»
Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы — «Барловская».
На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). Предание говорит о том, что образ принадлежал преподобному Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима. Перед кончиной преподобный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ. В XIII веке святитель Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и называется «Типикарницей». На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, очевидно, из какой-то западноевропейской гравюры.
Празднование иконы Божией Матери Животодательница
Эта чудотворная икона была написана в XIV веке и привезена от Вселенского Патриарха князем Острожским (Острозским) как подарок и благословение за верность и охрану святого православия. Образ сопровождал князей Острожских в военных походах и в княжеской динасии считалось, что всем своим победам они обязаны заступничеству чудотворного образа. Впоследствии последний из династии князей Острожских Януш (Иоанн) подарил образ древнему Свято-Троицкому монастырю села Межиричи (ныне Ровенская область Украины). В монастырской библиотеке находилась рукописная книга, в которой описывались все чудеса, произошедшие от иконы. О чудотворности иконы свидетельствуют дары, прикрепленные с тыльной стороны иконы.
К сожалению, князь Януш нарушил многовековую преданность рода Острожских православию, перешёл в католичество и в начале XVII века передал монастырь католикам. В 1779 году над иконой был проведён католический ритуал коронования – на Божью Матерь и Спасителя были надеты короны, изготовленные в Риме из золота и драгоценных металлов. В 1866 году после возвращения монастыря Православной Церкви, императрицей Марией Феодоровной иконе был подарен серебряный оклад, украшенный двенадцатью изумрудами, стало известно w. После революции монастырь был закрыт. В настоящее время Межеричская икона Божией Матери является главной святыней возрождённого в 1991 году Свято-Троицкого Межиричского монастыря.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви установлен день празднования Межеричской иконы Божией Матери иконы – вторник 6-й недели после Пасхи.
Другое название иконы – «Жизнеподательница».
Празднование иконы Божией Матери Ясноборской
Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, корда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.
Достоверно история иконы прослеживается с конца ХІІІ века, корда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает своё нынешнее название.
В начале XV века монастырь подвергся нападе нию гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасён. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.
В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп». Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши. В конце XVII века московский путешественник оставил следующее описание святыни:
Из того ж помяненаго великаго костела есть ход налево чрез паперть в тот костел, в котором стоит чудотворной образ Пресвятыя Богородицы писма святаго Луки-евангилиста. Та святая икона мерою подобна той святой иконе, что на Москве стоит в соборной церкве , писма Луки же евангилиста, которая называется Владимирская. Та помяненная святая Честоховская икона поставлена в костеле римском над олтарем высоко; и закрывается та икона серебреною доскою, которая доска задвигается сверху; и на той помяненной серебреной доске вылит образ Сошествия Святаго Духа изрядною работою. Тое святыя иконы кивот зделан из ареховаго дерева, около котораго множество серебра; зделана дивною работою на той святой иконе риза бархатная червчетая, на которой нашито множество клейнодов, то есть запан, алмазных, яхонтовых и изумрудных, и чепей золотых, и жемчугу великаго бурмитцкаго; около той святой иконы множество досок великих, золотых и серебреных, на которых выбиты и вырезаны образы розные. Под тою же святою иконою лежат две булавы золотые с камением, приложенные некоторыми полскими гетманами. В том костеле и по стенам около той святой иконы много прикладных сабель в золотых оправах с камением. Пред тем святым образом с обеих сторон поставлено шесть подсвешников великих серебреных да 5 лампад великих же, серебреных, чеканных, в которых непрестанно горит масло деревеное. Ту святую икону открывают во время пения и для приходящих молебщиков.
В 1813 году монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодежи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел ІІ, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.
Празднование иконы Божией Матери «Недремлющее Око»
В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.
Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».
Празднование иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»)
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «…было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк.2:29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.
Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.
Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.
Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.