Закрыть

Праздники и приметы

Православный календарь на 11 июня 2023 года: церковь совершает празднование в честь нескольких икон Божией Матери

 
Православный календарь на 11 июня 2023 года: церковь совершает празднование в честь нескольких икон Божией Матери itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Ежегодно 11 июня в РПЦ совершается празднование нескольких икон Божией Матери. Среди них: «Умягчение злых сердец» (Семистрельной); «Нерушимая Стена»; Мателикийской (Метелинской); «Нечаянная Радость»; «Избавление от бед страждущих»; «Мати Дево»; Дектоурской; «Благодатное Небо»; «Споручница грешных» (1843); Цесарской-Боровской; «Блаженное Чрево»; Животодательница; Ясноборской; «Недремлющее Око»;  «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»).

11 июня 2017 — Празднование иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельной)

Чудотворная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной, на погосте, неподалеку от города Вологды. На иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами (от чего икона получила и другое название свое — Семистрельная).

Икона отображает евангельское повествование о том, как в сороковой день по Рождестве Христовом праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в храм для совершения над ним обрядов по закону Моисееву. Их встретил в храме святой старец Симеон, который возвестил присутствовавшим, что сей Младенец есть обетованный Мессия. Обращаясь к Божией Матери, праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».

Символически скорбь Богоматери изображена на иконе семью пронзающими ее сердце стрелами. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой обыкновенно ходили звонари этой церкви.

Однажды некий крестьянин города Кадникова тяжело заболел и, не получив исцеления от врачебной помощи, обратился с молитвой к Царице Небесной. Ночью ему было видение, в котором неизвестный голос повелел отыскать на колокольне образ Божией Матери и молиться пред ним. Икона была найдена, вычищена и перенесена в храм. Пред обретенным образом отслужили молебен, после чего больной совершенно выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы.

Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась. Празднование иконе Божией Матери Семистрельной или «Умягчение злых сердец» совершается 26 августа и в Неделю Всех святых (празднуется в первую Неделю по Пятидесятнице — переходящий праздник — 9-ое воскресенье по Пасхе).

Празднование иконы Божией Матери «Нерушимая Стена»

Чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Не­ру­ши­мая Сте­на» вы­пол­не­на в сти­ле мо­за­и­ки на сте­не над гор­ним ме­стом глав­но­го ал­та­ря ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра. Бо­жия Ма­терь изоб­ра­же­на на зо­ло­том фо­не, сто­я­щей во весь рост на че­ты­рех­уголь­ном зо­ло­том кам­не с воз­де­ты­ми ру­ка­ми.

Ико­на по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние «Не­ру­ши­мая Сте­на» вви­ду то­го, что на про­тя­же­нии де­вя­ти ве­ков оста­ва­лась не­по­вре­жден­ной, не­смот­ря на то, что и со­бор, и го­род не­од­но­крат­но под­вер­га­лись раз­ру­ше­нию. Со­хра­ни­лось ста­рин­ное опи­са­ние этой ико­ны: «Рост Бо­го­ро­ди­цы ис­по­лин­ский, как и все Ее де­ла на Ру­си. Она сто­ит на зо­ло­том кам­не, в не­зыб­ле­мое ос­но­ва­ние всех при­те­ка­ю­щих к Ее за­щи­те. Не­бес­но­го цве­та Ее хи­тон, черв­ле­ный по­яс и на нем ви­сит лен­ти­он, ко­то­рым Она оти­ра­ет столь­ко слез. Ла­зу­ре­вые по­ру­чи на воз­де­тых к не­бу ру­ках. Зо­ло­тое по­кры­ва­ло опус­ка­ет­ся с Ее го­ло­вы и пе­ре­ве­ше­но в ви­де омо­фо­ра на ле­вое пле­чо, на зна­ме­ние Ее по­кро­ва, шир­ше­го об­ла­ка, по гла­су цер­ков­ных пес­ней. Свет­лая звез­да го­рит на че­ле Бо­го­ма­те­ри и две звез­ды на ра­ме­нах: ибо Она Са­ма, Ма­терь Не­за­хо­ди­мо­го Све­та, бы­ла для нас за­рею Не­за­хо­ди­мо­го Солн­ца».

По ки­ев­ско­му пре­да­нию, столь­ный град не по­гиб­нет, по­ка про­сти­ра­ет над ним ру­ки Бо­жия Ма­терь «Не­ру­ши­мая Сте­на».

Празднование иконы Божией Матери Мателикийская (Метелинская)

Об этой иконе Бо­го­ма­те­ри из­вест­но толь­ко то, что яв­ле­ние ее по­сле­до­ва­ло в 991 го­ду.

Празднование иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы. В сказании о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским, говорится о том, как некий грешник, проводя жизнь в грехах, имел, однако, обыкновение преклоняться пред иконой Богоматери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!». Матерь Божия не отвергла его молитвы.

Она стала молить Бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние. Однажды, собираясь идти на грешное дело, тот человек по своему обыкновению встал на молитву пред образом Богородицы. Внезапно он увидел, что из ребра, рук и ног Младенца потоками течет кровь, как некогда на Голгофе. Божия Матерь открыла беззаконнику, что он и другие грешники вновь и вновь распинают Сына Ее, когда творят грехи.

Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей пред Богом и Ходатаицей о прощении его грехов. Матерь Божия до тех пор не прекращала Своих молитв за грешника, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради».

Человек тот осознал глубину своего падения и с помощью Божией оставил грешную жизнь. До конца дней своих со слезами и благодарностью он молился Божией Матери, по ходатайству Которой получил нечаянную радость покаяния и прощения грехов от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Празднование иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих»

В ос­но­ве на­зва­ния ико­ны ле­жит ве­ра хри­сти­ан, что Бо­жия Ма­терь по­мо­га­ет из­ба­вить­ся от бед и не­сча­стий всем, кто с мо­лит­вой об­ра­ща­ет­ся к Ней за по­мо­щью. Так, в мо­леб­ном ка­но­не ко Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це есть сло­ва: «Бо­го­ро­ди­ца Вла­ды­чи­ца, по­спе­ши и от бед из­бавь нас» (Песнь 3). Ино­гда об­раз на­зы­ва­ют «Из­бав­ле­ние от бед страж­ду­щих».

Празднование иконы Божией Матери «Мати Дево»

На св. ико­не, име­ну­е­мой Ма­ти Де­во, Бо­го­ма­терь изоб­ра­же­на сто­я­щею со ски­пет­ром в опу­щен­ной вниз пра­вой ру­ке и дер­жа­щею на ле­вой ру­ке Бо­гом­ла­ден­ца, бла­го­слов­ля­ю­ще­го пра­вою ру­кою; гла­вы Их увен­ча­ны ко­ро­на­ми.

Празднование иконы Божией Матери Дектоурская

Точ­ных спис­ков и ис­то­рии этой ико­ны не со­хра­ни­лось. Клей­мы этой ико­ны встре­ча­ют­ся на мно­го­част­ных ико­нах Бо­го­ро­ди­цы. Празд­но­ва­ние ей уста­нов­ле­но в Не­де­лю Всех Свя­тых. Бул­га­ков от­ме­ча­ет, что Декто­ур­ская ико­на «по изоб­ра­же­нию по­доб­на Амар­тий­ской». По­се­ля­нин то­же упо­ми­на­ет об этой ико­не (на­пи­са­но «Дектур­ская», воз­мож­но опе­чат­ка). Не факт, но мой до­мысл: труд­но не за­ме­тить сход­ства ико­но­гра­фии и на­зва­ния этой ико­ны с Дев­пе­те­рув­ской. При­ни­мая во вни­ма­ние, что под­пи­си на ико­нах ча­сто со­кра­ща­ли или от­кро­вен­но ка­ле­чи­ли, Декто­ур­ская ико­на мог­ла вне­сти свой вклад в ту пу­та­ни­цу, ко­то­рая сло­жи­лась сей­час с Дев­пе­те­рув­ской ико­ной – име­ют­ся два раз­ных об­ра­за с та­ким на­зва­ни­ем, при­чем один из них – по­чти ко­пия Декто­ур­ской ико­ны.

Празднование иконы Божией Матери «Благодатное Небо»

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Бла­го­дат­ное Небо», на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се Мос­ков­ско­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Крем­ля по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, изо­бра­же­на в пол­ный рост и в окру­же­нии яр­ко-крас­ной ман­дор­лы с ис­хо­дя­щи­ми от нее си­я­ю­щи­ми лу­ча­ми. Этот об­раз име­ет так­же на­име­но­ва­ние «Что Тя на­ре­чем?», про­ис­хо­дя­щее из тек­ста Бо­го­ро­дич­на 1-го ча­са, на­чер­тан­но­го по краю си­я­ния, ис­хо­дя­ще­го от Бо­жи­ей Ма­те­ри: «Что Тя на­ре­чем, о Бла­го­дат­ная? Небо, яко вос­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды; рай, яко про­зяб­ла еси Цвет нетле­ния; Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на; Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам на­шим».

Ико­но­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под но­га­ми Ко­то­рой пер­во­на­чаль­но был изо­бра­жен лун­ный серп, ил­лю­стри­ру­ет сло­ва От­кро­ве­ния Иоан­на Бо­го­сло­ва: И яви­лось на небе ве­ли­кое зна­ме­ние: же­на, об­ле­чен­ная в солн­це; под но­га­ми ее лу­на, и на гла­ве ее ве­нец из две­на­дца­ти звезд… И ро­ди­ла она мла­ден­ца му­же­ско­го по­ла, ко­то­ро­му над­ле­жит па­сти все на­ро­ды жез­лом же­лез­ным; и вос­хи­ще­но бы­ло ди­тя ее к Бо­гу и пре­сто­лу Его (Откр.12:1, 5).

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что этот об­раз на­хо­дил­ся ра­нее в Смо­лен­ске и в XIV ве­ке был пе­ре­ве­зен в Моск­ву до­че­рью ли­тов­ско­го кня­зя Ви­то­вта Со­фи­ей, ко­гда она ста­ла су­пру­гой Мос­ков­ско­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча (1389–1425), вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми древни­ми ико­на­ми, при­слан­ны­ми из Кон­стан­ти­но­по­ля (как сле­ду­ет из за­пи­си в Тро­иц­кой ле­то­пи­си за 1398 г.). Об этом ста­ло из­вест­но в 1853 го­ду, ко­гда во вре­мя по­нов­ле­ния ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов) рас­по­ря­дил­ся со­брать ис­то­ри­че­ские све­де­ния о чу­до­твор­ном об­ра­зе. В несо­хра­нив­шей­ся опи­си XVII в. Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра ука­зы­ва­лось, что об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с на­хо­див­шей­ся в со­бо­ре древ­ней ико­ны, сде­лан­ным ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты по ука­зу ца­ря Фе­о­до­ра Алек­се­е­ви­ча.

Об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Бла­го­дат­ное Небо», пре­бы­ва­ю­щий в на­сто­я­щее вре­мя в мест­ном ря­ду ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра, был ис­пол­нен цар­ски­ми ико­но­пис­ца­ми при со­зда­нии но­во­го ико­но­ста­са в 1678–1680 го­дах и по­ме­щен в се­реб­ря­ный че­кан­ный оклад с над­пи­са­ни­ем тек­ста Бо­го­ро­дич­на. Укра­ден­ный в 1812 го­ду ста­рый оклад был за­ме­нен но­вым в 1815 го­ду. В 1916 г. чу­до­твор­ная ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной ри­зой и на­клад­ны­ми се­реб­ря­ны­ми хе­ру­ви­ма­ми на по­лях, ко­то­рые до на­ше­го вре­ме­ни не со­хра­ни­лись.

Про­то­тип ико­но­гра­фи­че­ско­го изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­явив­ший­ся в Гер­ма­нии в XV ве­ке и по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в за­пад­ном ис­кус­стве, в XVII ве­ке через Укра­и­ну, Бе­ло­рус­сию и Лит­ву по­пал в Рос­сию.

В на­ча­ле XX ве­ка по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го был сде­лан спи­сок с ико­ны «Бла­го­дат­ное Небо» для риз­ни­цы хра­ма Ва­у­лов­ско­го Успен­ско­го ски­та Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да в Яро­слав­ской гу­бер­нии. В на­сто­я­щее вре­мя он пре­бы­ва­ет в Вос­кре­сен­ском со­бо­ре г. Ту­та­е­ва Яро­слав­ской об­ла­сти.

Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за по­ме­щен в хра­ме Рас­пя­тия Хри­сто­ва Боль­шо­го Кремлев­ско­го двор­ца.

Во 2-й по­ло­вине XIX — на­ча­ле XX ве­ка празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­лось два ра­за в год: 6 мар­та и в Неде­лю Всех свя­тых. По пят­ни­цам по­сле Ли­тур­гии пе­ред об­ра­зом со­вер­шал­ся мо­ле­бен с ака­фи­стом и во­до­освя­ще­ни­ем.

Празднование иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну…».

Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине про­шло­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.

В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.

В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Празднование иконы Божией Матери Цесарской-Боровской

В Рос­сии на­хо­дят­ся две ико­ны, име­ну­е­мые Це­зар­ски­ми. Од­на из них пре­бы­ва­ет в Спа­со­пре­об­ра­жен­ской церк­ви ме­стеч­ка Усвя­ты Ви­теб­ской гу­бер­нии. Она на­зы­ва­ет­ся еще Бо­ров­ской, так как бы­ла об­ре­те­на в по­ло­вине XII ве­ка неда­ле­ко от клад­би­щен­ской церк­ви, в мест­но­сти, но­ся­щей на­зва­ние Бор. Ико­на укра­ше­на се­реб­ря­ной ри­зой с вы­зо­ло­чен­ны­ми вен­ца­ми, и са­мо ее изо­бра­же­ние но­сит на се­бе сле­ды древ­не­рус­ской ико­но­пи­си. Раз­ме­ры ее: в ши­ри­ну 14 верш­ков, а в вы­ши­ну 20. Ико­на эта про­сла­ви­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми, сре­ди ко­то­рых для мест­ных жи­те­лей осо­бен­но па­мят­ным бы­ло сле­ду­ю­щее бла­го­де­я­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри. В 1859 го­ду в ме­стеч­ке Усвя­те и в его окрест­но­стях сви­реп­ство­ва­ла хо­ле­ра. По прось­бе на­се­ле­ния был устро­ен крест­ный ход с ико­ной Бо­го­ма­те­ри, и в тот же день хо­ле­ра ста­ла осла­бе­вать. Ко­гда на сле­ду­ю­щий день опять устро­и­ли крест­ный ход и обо­шли с ико­ной Бо­го­ро­ди­цы всю мест­ность, то хо­ле­ра со­вер­шен­но пре­кра­ти­лась. В озна­ме­но­ва­ние се­го чу­дес­но­го спа­се­ния от гу­би­тель­ной бо­лез­ни и бы­ло уста­нов­ле­но с 1863 го­да тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние этой Це­зар­ской иконе Бо­го­ма­те­ри, со­про­вож­да­е­мое каж­дый раз мно­го­люд­ным крест­ным хо­дом.

Дру­гая Це­зар­ская ико­на на­хо­дит­ся в мос­ков­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре, на гор­нем ме­сте, в ле­вом от­де­ле­нии ал­та­ря. Яви­лась она в 792 го­ду.

Празднование иконы Божией Матери «Блаженное Чрево»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Бла­жен­ное Чре­во» до 1924 го­да на­хо­ди­лась в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, в на­сто­я­щее вре­мя ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но. Бар­лов­ский спи­сок этой ико­ны был яв­лен 26 де­каб­ря 1392 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в этот день. Стро­ки из Еван­ге­лия от Лу­ки «Бла­жен­но чре­во, но­сив­шее Те­бя, и сос­цы, Те­бя пи­тав­шие» (Лк.11:27) по­слу­жи­ли на­име­но­ва­ни­ем ико­ны. Об осо­бом по­чи­та­нии Бар­лов­ско­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри сви­де­тель­ству­ет то, что в со­бо­ре его по­ме­сти­ли на­про­тив цар­ско­го ме­ста, а во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка ико­ну по­нов­лял гла­ва ико­но­пис­цев Ору­жей­ной па­ла­ты Си­мон Уша­ков. Бо­го­ма­терь на мос­ков­ской иконе бы­ла изо­бра­же­на по­ко­лен­но, а Мла­де­нец Хри­стос воз­ле­жал, вку­шая мле­ко из Ее сос­ца. Со­глас­но ру­ко­пис­но­му сбор­ни­ку XVIII ве­ка, об­раз был при­не­сен в Моск­ву из г. Ба­ри, где он на­хо­дил­ся при гро­бе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го, от­сю­да и дру­гое на­зва­ние ико­ны — «Бар­лов­ская».

На иконе «Бла­жен­ное Чре­во» из со­бра­ния му­зея г. Ры­бин­ска Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в ти­пе «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» (по-гре­че­ски «Га­лак­то­тро­фу­са»). Пре­да­ние го­во­рит о том, что об­раз при­над­ле­жал пре­по­доб­но­му Сав­ве Освя­щен­но­му († 532) и на­хо­дил­ся в лав­ре его име­ни неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный пред­рек, что оби­тель по­се­тит те­зо­име­ни­тый ему бо­го­мо­лец цар­ско­го ро­да, ко­то­ро­му над­ле­жит пе­ре­дать чу­до­твор­ный об­раз. В XIII ве­ке свя­ти­тель Савва Сербский во ис­пол­не­ние это­го за­ве­ща­ния пе­ре­нес ико­ну в ос­но­ван­ный им Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь на Афоне, где она пре­бы­ва­ет по сей день в Ка­рей­ской ке­лье и на­зы­ва­ет­ся «Ти­пи­кар­ни­цей». На ры­бин­ском об­ра­зе по­за Хри­ста ди­на­мич­на и бо­лее слож­на по срав­не­нию с древним па­мят­ни­ком. Ори­ги­наль­ным де­ко­ра­тив­ным до­пол­не­ни­ем яв­ля­ет­ся ра­ма со слож­ным пле­те­ным ор­на­мен­том позд­не­ба­роч­но­го ти­па («стиль ре­гент­ства»), за­им­ство­ван­ная, оче­вид­но, из ка­кой-то за­пад­но­ев­ро­пей­ской гра­вю­ры.

Празднование иконы Божией Матери  Животодательница

Эта чу­до­твор­ная ико­на бы­ла на­пи­са­на в XIV ве­ке и при­ве­зе­на от Все­лен­ско­го Пат­ри­ар­ха кня­зем Острож­ским (Остроз­ским) как по­да­рок и бла­го­сло­ве­ние за вер­ность и охра­ну свя­то­го пра­во­сла­вия. Об­раз со­про­вож­дал кня­зей Острож­ских в во­ен­ных по­хо­дах и в кня­же­ской ди­на­сии счи­та­лось, что всем сво­им по­бе­дам они обя­за­ны за­ступ­ни­че­ству чу­до­твор­но­го об­ра­за. Впо­след­ствии по­след­ний из ди­на­стии кня­зей Острож­ских Януш (Иоанн) по­да­рил об­раз древ­не­му Свя­то-Тро­иц­ко­му мо­на­сты­рю се­ла Ме­жи­ри­чи (ны­не Ро­вен­ская об­ласть Укра­и­ны). В мо­на­стыр­ской биб­лио­те­ке на­хо­ди­лась ру­ко­пис­ная кни­га, в ко­то­рой опи­сы­ва­лись все чу­де­са, про­изо­шед­шие от ико­ны. О чу­до­твор­но­сти ико­ны сви­де­тель­ству­ют да­ры, при­креп­лен­ные с тыль­ной сто­ро­ны ико­ны.

К со­жа­ле­нию, князь Януш на­ру­шил мно­го­ве­ко­вую пре­дан­ность ро­да Острож­ских пра­во­сла­вию, пе­ре­шёл в ка­то­ли­че­ство и в на­ча­ле XVII ве­ка пе­ре­дал мо­на­стырь ка­то­ли­кам. В 1779 го­ду над ико­ной был про­ве­дён ка­то­ли­че­ский ри­ту­ал ко­ро­но­ва­ния – на Бо­жью Ма­терь и Спа­си­те­ля бы­ли на­де­ты ко­ро­ны, из­го­тов­лен­ные в Ри­ме из зо­ло­та и дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В 1866 го­ду по­сле воз­вра­ще­ния мо­на­сты­ря Пра­во­слав­ной Церк­ви, им­пе­ра­три­цей Ма­ри­ей Фе­о­до­ров­ной ико­не был по­да­рен се­реб­ря­ный оклад, укра­шен­ный две­на­дца­тью изу­мру­да­ми, стало известно w. По­сле ре­во­лю­ции мо­на­стырь был за­крыт. В на­сто­я­щее вре­мя Ме­же­рич­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной свя­ты­ней воз­рож­дён­но­го в 1991 го­ду Свя­то-Тро­иц­ко­го Ме­жи­рич­ско­го мо­на­сты­ря.

Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­лен день празд­но­ва­ния Ме­же­рич­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри ико­ны – втор­ник 6-й не­де­ли по­сле Пас­хи.

Дру­гое на­зва­ние ико­ны – «Жиз­не­по­да­тель­ни­ца».

Празднование иконы Божией Матери  Ясноборской

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, корда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.

Достоверно история иконы прослеживается с конца ХІІІ века, корда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает своё нынешнее название.

В начале XV века монастырь подвергся нападе нию гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасён. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.

В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп». Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши. В конце XVII века московский путешественник оставил следующее описание святыни:

Из того ж помяненаго великаго костела есть ход налево чрез паперть в тот костел, в котором стоит чудотворной образ Пресвятыя Богородицы писма святаго Луки-евангилиста. Та святая икона мерою подобна той святой иконе, что на Москве стоит в соборной церкве , писма Луки же евангилиста, которая называется  Владимирская. Та помяненная святая Честоховская икона поставлена в костеле римском над олтарем высоко; и закрывается та икона серебреною доскою, которая доска задвигается сверху; и на той помяненной серебреной доске вылит образ Сошествия Святаго Духа изрядною работою. Тое святыя иконы кивот зделан из ареховаго дерева, около котораго множество серебра; зделана дивною работою на той святой иконе риза бархатная червчетая, на которой нашито множество клейнодов, то есть запан, алмазных, яхонтовых и изумрудных, и чепей золотых, и жемчугу великаго бурмитцкаго; около той святой иконы множество досок великих, золотых и серебреных, на которых выбиты и вырезаны образы розные. Под тою же святою иконою лежат две булавы золотые с камением, приложенные некоторыми полскими гетманами. В том костеле и по стенам около той святой иконы много прикладных сабель в золотых оправах с камением. Пред тем святым образом с обеих сторон поставлено шесть подсвешников великих серебреных да 5 лампад великих же, серебреных, чеканных, в которых непрестанно горит масло деревеное. Ту святую икону открывают во время пения и для приходящих молебщиков.

В 1813 году монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодежи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел ІІ, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

Празднование иконы Божией Матери  «Недремлющее Око»

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

Празднование иконы Божией Матери  «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»)

Ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри «Умяг­че­ние злых сер­дец» на­зы­ва­ют еще «Си­мео­но­во про­ре­че­ние». Как по­вест­ву­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка, пра­вед­но­му стар­цу Си­мео­ну Бо­го­при­им­цу «…бы­ло пред­ска­за­но Ду­хом Свя­тым, что он не уви­дит смер­ти, до­ко­ле не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня» (Лк.2:26). И вот ко­гда ро­ди­те­ли на со­ро­ко­вой день по­сле рож­де­ния Мла­ден­ца при­нес­ли Его в храм, при­шел ту­да «по вдох­но­ве­нию» и Си­ме­он, взял Мла­ден­ца на ру­ки (от­ку­да и по­яви­лось на­зва­ние «Бо­го­при­и­мец») и про­из­нес зна­ме­ни­тые сло­ва, ко­то­ры­ми с тех пор за­вер­ша­ет­ся каж­дая служ­ба ве­чер­ни и из­вест­ные как Мо­лит­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца: «Ны­не от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром…» (Лк.2:29) За­тем он бла­го­сло­вил свя­то­го Иоси­фа и Пре­чи­стую Ма­терь Спа­си­те­ля и об­ра­тил­ся к Ма­рии с тем са­мым Си­мео­но­вым про­ре­че­ни­ем: «се, ле­жит Сей на па­де­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Из­ра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу, – да от­кро­ют­ся по­мыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:34-35). По­доб­но то­му, как Хри­ста прон­зят гвоз­дя­ми и ко­пи­ем, так и ду­шу Пре­чи­стой Де­вы по­ра­зит не­кое «ору­жие» пе­ча­ли и сер­деч­ной бо­ли, ко­гда уви­дит Она стра­да­ния Сы­на Сво­е­го; по­сле же от­кро­ют­ся скры­тые по­мыш­ле­ния лю­дей, ко­то­рым пред­сто­ит сде­лать вы­бор: с Хри­стом они или про­тив Не­го. Та­кое тол­ко­ва­ние Си­мео­но­ва про­ро­че­ства и ста­ло пред­ме­том не­сколь­ких «сим­во­ли­че­ских» икон Бо­го­ро­ди­цы.

Обыч­но на ико­не изоб­ра­жа­ет­ся Бо­жия Ма­терь, серд­це Ко­то­рой про­ни­зы­ва­ют семь ме­чей – по три спра­ва и сле­ва и один сни­зу. Чис­ло «семь» в Свя­щен­ном Пи­са­нии озна­ча­ет «пол­но­ту» че­го-ли­бо, в дан­ном слу­чае – пол­но­ту все­го то­го го­ря, «пе­ча­ли и бо­лез­ни сер­деч­ной», ко­то­рые пе­ре­нес­ла Пре­свя­тая Де­ва в Ее зем­ной жиз­ни.

По­хо­жее изоб­ра­же­ние име­ет еще «Се­ми­стрель­ная» ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Раз­ни­ца толь­ко в том, что ме­чи, прон­зив­шие серд­це Бо­го­ма­те­ри, рас­по­ло­же­ны на ней не­сколь­ко ина­че – три с од­ной и че­ты­ре с дру­гой сто­ро­ны. Празд­но­ва­ние этой ико­не со­вер­ша­ет­ся 13-го ав­гу­ста, в то вре­мя, как празд­но­ва­ние ико­не «Умяг­че­ние злых сер­дец» при­хо­дит­ся в Не­де­лю Всех свя­тых.

Все ве­ру­ю­щие, при­бе­га­ю­щие к чу­до­твор­ным ико­нам с ве­рой и мо­лит­вою чув­ству­ют, что при умяг­че­нии серд­ца об­лег­ча­ют­ся ду­шев­ные и те­лес­ные стра­да­ния, они со­зна­ют, что ко­гда мо­лят­ся пе­ред эти­ми об­ра­за­ми за вра­гов сво­их, то­гда ис­че­за­ют их враж­деб­ные чув­ства, усту­пая ме­сто доб­ро­те и ми­ло­сер­дию.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях