Этот закон дает мусульманам равные права по сравнению с последователями других официально признанных религий — католицизма, лютеранства, иудаизма и буддизма.
В торжественных мероприятиях, посвященных его вековому юбилею, приняли участие в минувшие выходные высокопоставленные члены австрийского правительства и представители мусульманского сообщества страны.
Но, несмотря на столь давнее признание ислама, многие в Австрии, пожалуй, чаще вспоминают другое историческое событие — осаду Вены1683 года, когда, как говорится в учебниках истории, было остановлено наступление мусульманской османской армии на христианскую Европу.
А в последние годы на первый план все больше выходят антиисламские высказывания некоторых австрийских ультраправых политиков.
Взаимное уважение
Закон об исламе, который члены Исламского общества Австрии по справедливости называют уникальным для Европы, гарантирует мусульманам страны самые широкие права, включая право на религиозное образование в государственных школах, управление внутренними делами общины и публичные богослужения.
Выступая с речью в городской ратуше Вены, построенной в неоготическом стиле, глава Исламского общества Фуат Санак привел этот закон в пример другим странам Европы. Большинство жителей Австрии, по его словам, видят в исламе не источник опасности, а обогащающий культуру страны ее неотъемлемый элемент.
Президент Австрии Хайнц Фишер, выступивший на той же церемонии, призвал к мирным и уважительным отношениям. Он подчеркнул, что официальные религии Австрии, по своему правовому статусу, обязаны «уважать и принимать законы государства».
Этот закон очень способствует интеграции мусульман в Австрии, помогая им почувствовать себя принятыми в обществе, говорит член городского совета Вены Омар аль-Рави.
«Австрия является моделью для Европы в отношениях с исламом, но австрийские мусульмане – это тоже европейская модель, — заявил он Би-би-си. — Мусульмане знают, что вместе с правами существуют и обязанности. И если у вас есть много прав и льгот, вам также есть что терять».
«Австрийские мусульмане по всему миру говорят: мы австрийцы, мы принадлежим к этой стране, которая дала нам уважение и признание, и дала нам много преимуществ, таких, которых нет даже в некоторых мусульманских странах. И именно поэтому они с такой гордостью говорят, что они австрийцы».
Потрясения войны
Закон об исламе вступил в силу в 1912 году, при габсбургском императоре Франце Иосифе, в результате аннексии Австрией Боснии и Герцеговины.
Он представлял собой попытку интегрировать мусульманских солдат-боснийцев в габсбургскую армию, и поначалу относился только к последователям «ханафитского обряда ислама». Позднее он был распространен на всех мусульман.
После краха империи в конце Первой мировой войны мусульманское население Австрии сократилось до нескольких сотен человек. Но после Второй мировой войны оно начало расти — с появлением турецких и югославских рабочих в 1960-х годах, и боснийских беженцев в 1990-х.
В настоящее время в Австрии проживает около полумиллиона мусульман, что составляет около 6% населения. В Вене ислам является второй по численности религией после католичества.
Около 60 тысяч детей посещают уроки ислама в государственных школах. Занятия проводятся на немецком языке.