Кабинет министров Турции соберется на экстренное заседание в понедельник для обсуждения произошедшего в пятницу инцидента.
Турецкие газеты приветствовали решение премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана настаивать на выполнении статьи учредительного договора НАТО, дающей право созвать экстренное заседание в случае угрозы безопасности одной из стран-членов.
«Турция перешла к действиям», — гласят заголовки изданий «Миллиет» и «Ватан».
Обозреватель газеты «Сабах» отмечает, что многие в стране расценили это нападение как объявление войны. «Мы уже знаем, что между Турцией и Сирией идет «необъявленная войн», — пишет он, напоминая о присутствии на турецкой территории сирийской оппозиции и огромного количества спасающихся от насилия беженцев.
Дипломатическая реакция
Однако турецкий премьер вовсе не стремится к вооруженному ответу, делает вывод «Рейтер», иначе он бы настаивал на выполнении еще одной статьи устава НАТО — о взаимной обороне. Так что реакция, по крайней мере на данный момент, будет скорее дипломатическая.
Турецкий МИД сообщил, что ему известно местонахождение обломков истребителя RF-4 Phantom, на глубине 1300 метров под водой, хотя они еще не извлечены. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу заявил, что поиски двух членов экипажа продолжаются.
Он подчеркнул, что самолет имел четкие опознавательные знаки, опровергнув утверждение сирийской стороны, что ей не удалось идентифицировать летящий низко и очень быстро самолет, прежде чем открыть огонь.
Давутоглу заявил, что безоружный истребитель был отправлен в полет для проверки работы радиолокационных систем Турции, однако признал, что он на короткое время пересек воздушное пространство Сирии в районе, близком к морской границе между двумя странами, за 15 минут до того, как он был поражен.
Некоторые аналитики, напротив, предположили, что турецкий «фантом» занимался проверкой поставленных Россией Сирии систем ПВО, которые станут препятствием на пути любых вооруженных действий Запада.
«Наш самолет был сбит на расстоянии 13 морских миль от границы с Сирией в международном воздушном пространстве», — сказал Давутоглу.
«Согласно радиолокационным изображениям, самолет потерял контакт с центром после того, как был подбит, и поскольку пилот потерял управление, и упал в сирийские воды, совершив некоторые аномальные движения, — сказал он. — На протяжении всего этого времени нашему самолету не было сделано никакого предупреждения».
Глава турецкого МИДа заявил, что планирует поднять вопрос Турции в Совете Безопасности ООН, где западные державы стремятся, вопреки воле России и Китая оппозиции, добиться принятия более жестких мер против режима Асада.