«Летом картинки оголенного тела встречаются чаще, – говорит она. – И нас это оскорбляет. Но мы уверены, что люди просто не знают, и наверняка отнесутся к этому с уважением».
Большинство женщин в Катаре и ОАЭ носят абаю – черное одеяние, покрывающее большую часть тела. Мужчины носят опускающиеся до щиколоток белые кандура.
Кампания стартовала в социальных сетях. «Нравится вам это или нет, но эта страна имеет свою собственную культуру, которую должен уважать и защищать собственный народ», — написали недавно в «Твиттере» жительницы ОАЭ Ханан аль-Райес и Асму аль-Мухайри.
Дресс-код назрел
К ним подключились чиновники: одной информационно-разъяснительной работы явно недостаточно, считает член Федерального национального совета ОАЭ Хамад аль-Рахуми. По его мнению, большинство иностранцев прекрасно осведомлены о действующих в стране культурных нормах, но предпочитают их игнорировать. Он предлагает закрепить соблюдение этих норм юридически, хотя «закон о дресс-коде», по его мнению, должен стать скорее сдерживающим, чем наказующим фактором.
«Уже потому, что есть такой закон, многие перестанут одеваться нескромно, — поясняет он свою мысль. — Это как полицейский возле дорожного знака – каждый водитель начинает соблюдать правила. И вовсе не обязательно выписывать штрафы».
К тому же во всех семи эмиратах действуют разные правила относительно одежды, так что общий федеральный закон просто необходим, отмечает он.
И все же «правильная информационно-разъяснительная кампания была бы более идеальной», считает другой член того же консультативного Федерального национального совета Нура аль-Кааби. Ведь вкус и скромность – дело субъективное, их не определить четкими законами, и какой наряд является приемлемым, каждый должен определять для себя сам.
«Свобода мнений и их выражения устно, письменно или иным способом должна быть гарантирована в рамках закона», — гласит статья 30 Конституции ОАЭ. Но до какой степени этот «иной способ» относится к одежде — или ее отсутствию?
В Катаре также нет законов, четко формулирующих, как можно и как нельзя одеваться. Статья № 398 катарского Уголовного закона гласит, что совершенные публично непристойные действия – такие как мочеиспускание или купание в общественных местах — могут быть наказуемы штрафом в 300 катарских риалов (около 82 долларов).
Единственная конституционная статья 57, в которой рассматривается этот вопрос, гласит: «Уважение Конституции, выполнение законов, принятых государственной властью, соблюдение общественного порядка и нравственности, национальных традиций и установившихся обычаев являются долгом всех, кто проживает в Государстве Катар или въезжает на его территорию», пишет «Аль-Джазира».
Никакие законы не нужны, этой конституционной статьи вполне достаточно, считает известный катарский юрист Хасан аль-Сайед: «Просто уважайте культуру Катара».
С ним согласен и эмиратский журналист и блоггер Халид аль-Амери. Обеспечить выполнение законов, касающихся одежды, может оказаться делом сложным и неоднозначным. Например, женщина в шортах и просторной футболке формально окажется нарушительницей закона, в то время как другая, «в обтягивающей одежде, которая показывает больше, чем скрывает, будет соответствовать дресс-коду», отмечает он.
К тому же общепринятые нормы приличия существуют не только в мусульманском мире. В западных странах также есть свои правила, что следует прикрывать, причем различные для мужчин и женщин. Например, на Западе женщина не может ходить «топлесс».
Вопрос не столько в том, что носить, сколько — где именно это можно носить, говорит аль-Амери. «Например, в короткой рубашке не пойдешь в торговый центр, хотя где-то в частном клубе или ресторане, она будет уместна, если соответствует принятому дресс-коду».
Мнения разделились
Мнения иностранок в катарских интернет-СМИ и социальных сетях разделились: одни с восторгом восприняли «борьбу за скромность», другие же принялись советовать участницам кампании тратить свое время и силы на обеспечение соблюдения законов действительно важных, которые могут спасти человеческие жизни. Например, штрафовать курящих в неположенных местах, или добиваться обязательного использования ремней безопасности.
Но все в один голос отмечают, что магазины в странах Персидского залива могли бы продавать больше «отвечающих местной культуре» платьев, юбок и тому подобного. Действительно, в престижных бутиках столицы Катара Дохи не часто встретишь одежду, которая бы считалась приличной для женщины в общественных местах страны. И вообще найти магазин, где продаются платья с рукавами и ниже колен, бывает нелегко.
То же самое можно наблюдать и в Эмиратах: один из крупнейших торговых комплексов мира Dubai Mall, предлагает прозрачные блузки с глубоким декольте, юбки с разрезом чуть ли нее до пояса. Кому не нравится, могут носить брюки.
В завязавшейся на интернет-форумах и в социальных сетях дискуссии на местных жительниц посыпались обвинения в лицемерии, авторы которых напоминают, что во Франции и Бельгии мусульмане были категорически против запрета женщинам закрывать лицо. Многие авторы комментариев на Qatar Living считают, что все должны иметь возможность носить то, что нравится, будь то в Катаре или в Бельгии. Другие же заявляют, что если кому-то не нравятся местные законы или нормы — в Персидском заливе или Европе, то «они должны вернуться туда, откуда приехали … И в своей стране устанавливать свои правила».
Но кампании в странах Персидского залива никак нельзя сравнивать с юридическими инициативами в Европе, уверена Наджля аль-Махмуд из Катара. «Мы не вмешиваемся в религию … Мы не запрещаем определенные виды одежды, — говорит она. — Скромность не имеет страны или религии… Мы не выделяем людей по расовому признаку, не относимся предвзято из-за национальности или религии. Это относится ко всем».
В Заливе не должны следовать примеру некоторых европейских стран, наказывая людей за их выбор одежды, считает эмиратский журналист Халид аль-Амери. Эмираты выросли «как страна, став одним из самых популярных мест среди иностранцев, потому что у нас толерантное общество, и потому, что мы предпочитаем просветительский подход наказанию тех, кто к нам приезжает».
Практически о том же говорит Наджля аль-Махмуд: «Мы хотим, чтобы Катар, был местом, где хорошо каждому, не слишком строгим и не слишком свободным, а где-то посередине».
С ней соглашается Хамад аль-Рахуми из Федерального национального совета ОАЭ: «Мы ни от кого не требуем закрывать лица, но я не хочу видеть нижнее белье. Это неприемлемо».
Так что нравится это кому-то или нет, но во многих из нарядов, считающихся приличными в других местах, в странах Залива в ближайшее время уже не походишь. И никакое возмущение приехавших с Запада модниц местные традиции и культуру не изменит, считает живущая в Катаре американка Сена Маклатчи.
«В конце концов, что в этом такого? Прикройте колени, плечи и грудь, — говорит она. – Никто же не требует от вас молиться пять раз в день или забивать ягненка на праздник».