В начале ХХ века, когда Российская империя распадалась и снова возъединялась в горниле войн, коренное население Дальнего Востока жило так, как сотни лет до этого жили их предки – охотились, рыбачили и разводили оленей. Россияне не слишком разбирались в разновидностях малых народов своей необозримой родины, поэтому всех аборигенов Охотского края называли «тунгусами», хотя там проживали представители разных народов, крупнейшими из которых были эвенки и якуты.
Людьми они были миролюбивыми, и до поры до времени терпели издевательства со стороны «русскоязичних», но рано или поздно терпение «тунгусов» должен был ворваться. Дело в том, что и российская имперская и советская власть не очень то уважала представителей коренных народов Севера. Ни один «тунгуска» не был представлен в органах власти, не имел возможности получить образование на родном языке и т.п. К тому же красные комиссары проводили «продразвёрстку» и среди тунгусов, отбирая главное средство существования – оленей. Оставшись почти без средств к существованию «тунгусы» плюнули на природную толерантность и взялись за оружие.
Восстание возглавили тунгусы с типично русскими именами и местным разрезом глаз — Михаил Артємьев (на фото слева) и Павел Карамзин. В отличие от большинства соотечественников, они получили такую сякую образование и имели определенный военный опыт. Карамзин к тому же был представителем местной родовой аристократиии, что дало «ополченцам» дополнительной уважения соотечественников. Первым делом во главе отряда из 25-30 тунгусов Карамзин захватил городок Нелькан. После этого успеха отряд из 60 «ополченцев» захватил порт Аян, убив начальника ОГПУ и трех красноармейцев. Других представителей советской власти, что сдались в плен, тунгусы великодушно отпустили на историческую родину.
После этого в Нельканы был созван съезд всех тунгусов, который провозгласил отделение от Советской России и создания самостоятельного государства. Следующий съезд в Аян объявил о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности его территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры написали даже «обращение» к тогдашней ООН – Лиги наций, в котором просили мировую общественность спасти их от «общего врага мирового национализма — русского коммунизма». Имела Тунгусская республика и свою символику – бело-зелено-черный триколор, где белый символизировал снег, зеленый – тайгу, а черный – землю.
Конечно, Советская власть в Москве стерпеть этого не смогла и на подавление тунгусов отправился отряд красных кавалеристов под командованием опытного командира Ивана Строда, который надеялся легко одолеть восставших нацменов, но произошла оказия. В феврале 25 года 150 тунгусов под руководством Карамзина захватили Новое Устье, которое обороняло 317 красноармейцев с семью пулеметами. Далее повстанцы отправились на города Усть-Майское и Оймякон.
Флаг Тунгусской республики
Тогда большевики решили сменить тактику и начали переговоры о перемирии, пообещав тунгусам полную амнистию, обеспечения национального возрождения и воссоединение с Якутским АССР. Отряды Артем’ева и Карамзина согласились на эти предложения. Сначала было объявлено перемирие, а впоследствии «ополченцы» окончательно сложили оружие.
Судьба большинства «амнистированных» советской властью тунгусов оказалась трагической. Уже через два года, когда власть большевиков на Дальнем востоке достаточно окрепла, в Охотском крае начались массовые репрессии против участников восстания. Сотни людей были расстреляны и отправлены в лагеря, а про Тунгусскую народную республику российские историки стараются не вспоминать.