Алексей Андреевич Елисеев, в прошлом выпускник МАДИ и заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги», прокомментирует одну из самых сложных и болезненных тем — качество российских дорог и состояние автодорожного комплекса в целом.
Транспортная система (в этой статье — автомобильно-дорожная составляющая) в любой стране мира является системообразующей, то есть ее планомерное развитие необходимо для экономического роста всего государства. Нельзя сказать, что сфера транспорта и транспортного сообщения в России стоит на месте или разрушается, но все-таки нынешнее положение дел не отвечает существующим потребностям нашей страны. Попробуем разобраться.
Основные проблемы
В первую очередь стоит сказать о том, насколько неравномерно развит дорожный комплекс. А это, в свою очередь ограничивает экономическое развитие всех регионов России. Наиболее хорошо развиты Москва и еще несколько городов на европейской территории страны. А если сравнить плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в среднем по РФ, станет видно, что в разных регионах плотность может различаться в 400 раз.
Низкая плотность дорог, в свою очередь, влечет следующие проблемы — доля автомобильных магистралей, работающих в режиме перегрузки превысила 30% и примерно половина общего объема перевозок на автомобильном транспорте осуществляется в условиях повышенного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок и снижению безопасности дорожного движения.
Решение и риски
Основной путь решения подразумевает воздействие на имеющуюся ситуацию с помощью программно-целевого подхода к управлению. То есть, реализацию программы «Развитие транспортной системы России». Но это направление развития несет в себе экономические риски: снижение объема инвестиций, недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий по развитию транспортной системы.
Но преимуществ у программы все-таки больше. Не будем перечислять все, остановимся на самых важных:
- концентрация ресурсов на решении приоритетных задач и комплексных проектов по развитию автомобильных дорог
- получение ценного опыта реализации крупных проектов на условиях государственно-частного партнерства, которое повысит инвестиционную привлекательность отрасли
- повышение эффективности использования бюджетных средств