Уж десять лет прошло — как летит время.
Помню первые кадры тех событий, и свою реакцию — потрясение, нежелание верить: это неправда, этого просто не может быть!
Через несколько дней журнал «Time» пригласил меня поговорить о связи между подобного рода насилием и исламом. Я тогда четко и ясно заявил: «Как и у многих других обозревателей, у меня есть сомнения относительно фактов. Но поскольку некие мусульмане заявили, что действовали во имя моей религии, я должен занять определенную позицию и осудить эти ужасные террористические акты. Ничто не может оправдать их. Они не только не исламские, они антиисламские».
Тогда еще не вполне представлял себе все последствия этих событий. Я не мог осознать полный масштаб того, что вскоре назовут «войной с исламским терроризмом». Но очень скоро стало ясно, что мы являемся свидетелями переломного момента. Причем реакция американцев была столь же благородной, сколь и великодушной. Несмотря на все то, что сообщалось в СМИ, несмотря на весь политический хаос, 66% граждан Америки не связывали эти теракты с исламом. Многие спешили помочь своим соседям-мусульманам, защитить местную мечеть. Это было впечатляющее зрелище.
Затем президент Джордж Буш поставил американских граждан, особенно мусульман, перед выбором. Или вы с нами, или с террористами. Американские граждане, и мусульмане, оказались в тупике, особенно когда несколько недель спустя им пришлось поддержать вторжение в Афганистан, как реакцию на 11 сентября. Какая связь между невинными афганцами, которые должны при этом погибнуть, и Усамой бин Ладеном, было неясно. Тем не менее, выбора не было: или вы с нами, или с террористами – таков был девиз.
Я считал, что можно быть и против одного, и против другого.
Теракты 11 сентября необходимо осудить ясно и бесповоротно, но точно так же неоправданна и война в Афганистане и, в более широком смысле, так называемая «война с терроризмом».
Но нужно было взглянуть правде в лицо: мир изменился. Ради собственной безопасности приходилось смириться с тем, что за нами наблюдают, нас допрашивают и подозревают. Наши общественные и политические права, так же как и самое главное из прав человека – презумпция невиновности – оказались под вопросом.
К сожалению, чем масштабнее насилие, тем жестче меры безопасности. Уже десять лет – получив в дополнение еще одну «оправданную» войну в Ираке — мы наблюдаем за тем, как растут страх, подозрительность и отчуждение.
Большинство мусульман, как на Западе, так и в мусульманских странах, стали все чаще объяснять свою позицию. Они не только выступали с осуждением терактов, но и старались объяснить истинную природу ислама. По всему миру проводились конференции, симпозиумы и лекции, чтобы стереть с ислама это клеймо.
Удалось ли нам это за десять лет?
Нынешняя ситуация и цифры вызывают озабоченность: подавляющее большинство на Западе имеют очень негативное представление не только об экстремистах, но и об исламе в целом. В настоящее время 72% американцев считают, что мусульмане представляют проблему в Соединенных Штатах.
В мусульманских странах такая же ситуация. Десятки, возможно, сотни тысяч погибли в результате собственно террористических актов, или пали жертвами так называемой «войны с терроризмом», которая считается оправданной мерой возмездия. Последствия 11 сентября – помимо Афганистана и Ирака — неизмеримы. Мусульманам постоянно приходится доказывать, что они — «умеренные». Ведь они воспринимаются как подозрительные. Часто приходится слышать: «Не все мусульмане террористы, но так получается, что все террористы – мусульмане» — утверждение, которым оправдывают преимущественно негативное освещение ислама в СМИ и любую дискриминацию по отношению к мусульманам.
Недавно нам сообщили, что Усама бин Ладен убит. Перевернута еще одна страница довольно зловещей истории; пора двигаться дальше. Арабские революции доказали, что массовые ненасильственные протесты способны сотрясать диктаторские троны. Чувствуется прилив энергии, хотя ничего еще неясно и будущее неопределенно. И вполне может оказаться так, что главной из достигнутых свобод будет для мусульман свобода интеллектуальная и психологическая.
Пора перестать защищаться, постоянно извиняться за свою веру и убеждения. Война против умов мусульман уже принесла свои разрушительные плоды, и в долгосрочной перспективе она может оказаться даже более опасной, чем «война с терроризмом». Миллионам мусульман совершенно необходимо сопротивляться чувству отчужденности, напуганности, неопределенности, отсутствию уверенности в себе.
Жить не в соответствии с суждениями других, а так, как подсказывает чувство собственного достоинства.
Возможно, 11 сентября научит нас самой важной из всех духовных заповедей ислама: интеллектуальное и психологическое освобождение это два необходимых условия свободы. В своей духовной, интеллектуальной и социальной борьбе мусульмане должны почерпнуть смелость быть свободными.
Потому что свобода имеет цену, которую нужно быть готовым заплатить.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com