Абсолютное большинство в нынешнем парламенте принадлежит Фронт национального освобождения, Национальному демократическому объединению и Общественному движению за мир, входящим в «Президентский альянс», название которого говорит само за себя. Но если еще года два назад такое положение вещей вполне устраивало правящие круги, то теперь власти решили поторопиться. Тем более у всех на глазах пример Сирии, президент которой Башар Асад неоднократно рассуждал о реформах, но не спешил выполнять свои обещания.
«Мы начинаем новый этап…»
В последние дни президент Абдельазиз Бутефлика все чаще появлялся на телевидении с разъяснениями нынешней ситуации в стране. В последнем обращении к нации он заявил: «Мы начинаем новый этап политических реформ с проведения выборов в законодательное собрание 10 мая 2012 года в соответствии с новым законом о выборах, который вступает в силу. Мы сделаем все возможное, чтобы гарантировать прозрачность этих выборов». Он пообещал, что на все избирательные участки будут допущены наблюдатели от партий и независимых кандидатов.
Что такое революция, ветеран алжирской политики Абдельазиз Бутефлика знает не понаслышке. Уже в 1962 году 25-летний активист национально-освободительного движения стал министром молодежи и спорта в революционном правительстве, свергнувшем французских колонизаторов. А через год возглавил МИД и оставался на этом посту 25 лет. Хотя в годы военных диктатур Бутефлике, как и многим другим «революционерам первой волны» пришлось и отсидеть в тюрьме, и побывать в изгнании. Вернувшись в алжирскую политику, он победил на выборах 1999 года, и затем переизбирался в 2004 и 2009 годах. Но такое долголетие на властном Олимпе со временем все меньше и меньше нравилось обществу.
Исламисты возвращаются
По мере приближения даты голосования в стране все чаще вспоминают драму 1990-х годов, начавшейся с того, что военные не признали победы Исламского фронта спасения на выборах 1991 года, что привело к кровопролитной гражданской войне. Конечно, не Бутефлика несет ответственность за те страшные события. Швейцарская прокуратура, кстати, с декабря проводит допросы экс-министра обороны Алжира Халеда Незара, подозреваемого в совершении преступлений против человечности. Первую повестку он получил по прибытии на лечение в Альпийскую конфедерацию; Незар не арестован и пока проходит по делу как свидетель.
За этим расследование внимательно наблюдают в Партии свободы и справедливости (ПСС), активисты которой считаются политическими наследниками Исламского фронта спасения.
Официальная регистрация ПСС ожидается в ближайшее время, и по словам ее лидера Мухаммеда аль-Саида, пока трудно говорить, на сколько голосов может рассчитывать новая партия. Во всяком случае среди ее сторонников много молодежи и женщин.
«Наша партия строит свою программу на четырех основных тезисах: социальная справедливость, модернизация и демократизация экономики и популяризация нравственных ценностей. Поэтому к нам могут примкнуть все, кто выступает за уважение исламских, национальных и демократических принципов», — заявил аль-Саид после недавней учредительной конференции ПСС.
Подобно «Братьям-мусульманам» в Египте, алжирские исламисты рассчитывают войти в коалицию с близкими по духу религиозными организациями и либералами. Ведутся переговоры и с представителями национального движения кабилов (этноса, проживающего на Западе страны), у которых в годы военных диктатур постоянно возникали проблемы с властями.
Пожестче с Западом
Начало предвыборной кампании в Алжире совпало с активизацией в южных районах республики и сопредельных странах вооруженных группировок туарегов из так называемого Фронта освобождения Азавада, а также, как уверяют натовские эксперты, отрядов местной «Аль-Каиды».
В этих условиях начальник регионального объединенного командования вооруженных сил США на Африканском континенте генерал Картер Хам предложил главе алжирского генштаба Ахмеду Гаиду Салаху заключить соглашение о развертывании на территории его страны баз для американских самолетов-беспилотников. Правда, генерал Хам выбрал не самый удачный момент: в алжирском обществе очень живо обсуждаются действия американских беспилотников в Афганистане и Пакистане, неоднократно приводившие к гибели ни в чем не повинных людей. Так что в ответ Хам услышал самое решительное «нет».
Одновременно власти решили проявить жесткость и в отношениях с бывшей метрополией. Проправительственная ассоциация «Алжирские моджахеды» выпустила заявление в связи с 52-ой годовщиной начала проведения французских ядерных испытаний в Сахаре (13 февраля 1960 года). В нем говорится, что Франция должна наконец извиниться перед народом Алжира за преступления, совершенные ею в период колониализма и согласиться выплатить соответствующие компенсации.
Как отмечают авторы заявления, «одним из самых жестоких преступлений, совершенных французским империализмом является проведение в районах городов Регган и Ин-Эккер в южной Сахаре атомных испытаний, жертвами которых стали тысячи алжирцев, и вредные последствия которых для здоровья людей продолжают действовать до сих пор».
Действительно, когда пролетаешь над этими районами на самолете, в иллюминаторе красивые песчаные просторы сменяются черной, совершенно выгоревшей поверхностью.
В заявлении подчеркивается, что число жертв французских ядерных испытаний в Сахаре продолжает расти. В некоторых районах близ Реггана уровень радиоактивности по-прежнему более чем в 20 раз превышает установленные международные нормы.
Как считает алжирский ученый-ядерщик Аммар Мансури, Франция произвела в Сахаре не 17 ядерных взрывов, как официально признал Париж, а 57. Поэтому Алжир требует от Елисейского дворца снять гриф «Секретно» со всех архивных данных, касающихся этих испытаний. Тем самым будет предоставлена возможность оценить реальный ущерб, нанесенный местным жителям.