Закрыть

Колонки

Мир увидел Восток

 

За последние три года турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган стал заметной фигурой в мировом политическом поле. Популярность этого политика и уважение к нему выросли по многим причинам: он был избран и переизбран на свой пост, и даже его оппоненты – несмотря на все свои критические возражения – признают его компетентность и эффективность его правительства. Улучшается как внутреннее, так и внешнее положение Турции: общество консолидируется, меньше стало коррупции, лучше управление, и крепче экономика (17-е место в мире на сегодняшний день).

Затратив немало усилий, чтобы интегрироваться в Европейский Союз и встретившись с неизменным европейским нежеланием этого, премьер-министр, изменил стратегию. Он повернул вектор внешней политики на юг (Африка, Латинская Америка) и восток (Китай, Индия, Малайзия и т.д.).

Стратегия «нулевых конфликтов с соседями», предложенная министром иностранных дел Ахметом Давутоглу, принесла видимые и позитивные результаты.

На внутреннем фронте, новая роль, отводимая армии, помогла нынешнему правительству укрепить турецкую демократию.

Но имидж премьер-министра Эрдогана в странах Ближнего Востока и Северной Африки изменился вовсе не поэтому. 29 января 2009 года в Давосе, во время дебатов с израильским президентом Шимоном Пересом он встал и покинул зал заседаний. Именно так Эрдоган выразил свое возмущение и протест против устроенной Израилем бойни в Газе.

Подавляющее большинство арабских правительств тщательно хранили молчание. Пожалуй, Эрдоган стал первым и единственным крупным политическим деятелем, решительно выразившим чувства арабов и мусульман. Израильская политика, убивающая невинных граждан, отвратительна, и он заявил об этом вежливо, но твердо.

Именно это стало поворотной точкой: турецкий премьер-министр дал понять, что он является действительно независимым лидером, который прислушивается к голосу турецкой и арабской улицы (хотя широкие экономические и дипломатические связи Турции с Израилем ни для кого не являются секретом).

Полтора года спустя, когда израильские коммандос напали в международных водах на «Флотилию свободы» и убили девять турецких активистов, Эрдоган опять отреагировал немедленно и резко. Он потребовал официальных извинений (и продолжает придерживаться той же позиции до сих пор). Турция тогда выслала израильского посла (и дипломатов рангом пониже) и приостановила свои довольно тесные военные отношения с Израилем, продемонстрировав таким образом, что конфликт этот больше не символический, и что она готова к решающему дипломатическому поединку.

Арабы и мусульмане были  изумлены и восхищены действиями  Эрдогана.

И, наконец, в Каире он напомнил принимающей стороне, что признание Палестинского государства на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в сентябре — это «не право, а обязанность». Это еще больше подняло его   авторитет.

Помимо успехов в роли премьер-министра, ведущего свою страну к  политической прозрачности и экономической автономии, Эрдоган является также ключевой фигурой в международной борьбе за свободу Палестины. «Израиль не может делать, что хочет в Средиземном море», предупреждает он, потому что турецкий военно-морской флот «усилит наблюдение в регионе». Предельно ясное заявление.

Его визиты в Египет и Тунис следует рассматривать на этом в свете резко возросшего авторитета. Премьер-министр Турции был одним из первых, кто поддержал народы, выступившие против диктаторов. С самого начала он призывал Бен Али и Мубарака уйти, и принять волю своего народа. Он защищал законность, прозрачность и демократию, и протестующие в Тунисе и Египте слышали его голос. И сейчас Эрдоган посещает страны Ближнего Востока и Северной Африки в полной уверенности: с точки зрения Истории он защищал правое дело, и был последовательным на всем протяжении кризиса.

Палестинцы заслуживают независимого и демократического государства не меньше, чем тунисцы, египтяне, ливийцы, все арабские и мусульманские страны. Его призыв, как к исламистам, так и к сторонникам светского пути развития, — отказаться от бесплодных споров и сделать выбор в пользу демократического гражданского государства, — обладает огромной силой и отражает существо проблемы.

Реджепу Тайипу Эрдогану прекрасно известна суть идущих ныне дебатов, поскольку он является представителем исламистской традиции, которому приходится иметь дело со светским сопротивлением в Турции: он знает, что все это не более чем идеологические уловки. Первостепенное значение сейчас имеет достижение соглашения по основным демократическим принципам, достижение прозрачности и проявление уважения к воле народа. И в то же время нельзя допустить, чтобы плодами народных восстаний воспользовались религиозно-догматические течения, новые светские диктаторы или все еще обладающие большой властью военные. Сейчас самое время перейти от бесполезных идеологических споров к эффективной политике и реализации намеченного: мусульмане прекрасно могут быть и демократами, и сочетать этику с политикой в плюралистической манере.

Премьер-министр Турции прекрасно понимает, что демократия невозможна без экономической стабильности. Соединенные Штаты, европейские страны (вспомним про визиты в Ливию Кэмерона и Саркози), Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) наперегонки стремятся захватить рынки и получить возможность контролировать будущее развитие региона. Эрдоган посещает регион в сопровождении  внушительной делегации: 200 бизнесменов, готовых улучшать экономические связи, подписывать контракты (нефть, телекоммуникации, услуги, образование и т.д.). Очевидно, что у Турции есть амбиции и она стремится играть более заметную международную роль. В новом многополярном мире это можно только приветствовать.

Наблюдая за глобальным экономическим порядком, мы можем заметить смещение в сторону Востока.  Это еще не гарантия большей демократии и международной справедливости, но, по крайней мере, надежда на более сбалансированный мир. Турция может и должна играть более важную роль. Будем надеяться, что Тунис, Египет, Ливия и другие арабские и мусульманские страны изучат пример Турции, ее успехи и промахи, и включатся в процесс.

Это будет означать появление полюса недавно получивших демократию стран, которые способствуют обретению мусульманами уверенности, автономности, плюрализма, достижению успеха.

 

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия статьи была опубликована на сайте профессора www.tariqramadan.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях