В Дамаске российских представителей сторонники Асада встретили живой колонной, выстроившейся по всему пути следования российских официальных лиц и лозунгами: «Спасибо России!», «Миллионы сирийцев благодарят Россию и Китай!». Транспаранты похожего содержания уже появлялись в Дамаске в октябре, после первого вето, наложенного Москвой и Пекином на проект резолюции СБ ООН по Сирии.
Башар Асад обещает…
Президент Асад убеждал главу МИД РФ в своей полной приверженности задаче прекращения насилия и диалогу со всеми политическими силами страны. Он пообещал «в ближайшее время» объявить сроки референдума по новой конституции Сирии. Напомним, как заявляло ранее сирийское внешнеполитическое ведомство, всеобщие выборы на многопартийной основе в Сирии запланированы на май.
Более того, после переговоров с Асадом Лавров сообщил о заинтересованности Дамаска в продолжении работы в стране миссии наблюдателей Лиги арабских государств и увеличении числа наблюдателей от ЛАГ.
Башар Асад, в свою очередь, отметил, что Сирия никогда не хотела быть грузом для своих друзей. Он признал, что «именно позиция России сыграла решающую роль в защите интересов нашей страны».
Президент Асад повторял старые и раздавал новые обещания на фоне продолжающегося кровопролития в стране. В ночь накануне приезда российского министра продолжались ракетные и минометные обстрелы города Холмс, которые власти традиционно объясняют необходимостью уничтожить антиправительственных боевиков, в частности, из подразделений повстанческой Сирийской свободной армии.
Диалог с оппозицией
Однако Москву больше интересовал диалог с оппонентами режима Башара Асада.
«Мы продолжим работать с различными группами оппозиции. Но с ними должны работать и те, кто имеет на них большее влияние, чем Россия», — сказал Сергей Лавров. При этом, отвечая на вопрос корреспондента «Аль-Джазиры», министр заметил, что Россия ориентируется на «умеренную оппозицию».
«Исходим из понятных простых целей — не допустить того, чтобы гибли мирные люди. Региону нужен мир, Сирии нужен мир», — заключил Лавров.
Скоро год как в Сирии не прекращаются антиправительственные выступления. По данным ООН, общее число жертв превысило 5 тысяч человек, оппозиция сообщает уже о 6 тыс. А сирийские власти делают акцент на том, что в столкновениях с вооруженной оппозицией погибли более 2 тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, против которых сражаются хорошо вооруженные боевики.
«Неспешная» дипломатия
Насколько действительно эффективным оказался рабочий визит Лаврова и Фрадкова в Дамаск наверняка станет ясно уже на этой неделе.
Сам Сергей Викторович еще перед отъездом в Сирию заметил: «Некоторые раздающиеся на Западе голоса с оценкой итогов голосования в Совете Безопасности ООН по сирийской резолюции звучат, я бы сказал, неприлично, где-то на грани истерики». И процитировал известную поговорку: «Кто сердится, тот редко бывает прав».
Как отметил Лавров, те, кто «поспешно» поставил резолюцию на голосование Совбеза, проигнорировали требование России подождать завершения его визита в Сирию и переговоров с Башаром Асадом.
В свою очередь официальный представитель американского госдепартамента Виктория Нуланд заявила: «Русские делали официальные заявления о том, что они хотят найти политическое решение. Посмотрим, чего они смогут добиться». Эта реплика прозвучала в контекcте комментариев к недавнему интервью Лаврова австралийской телекомпании Эй-би-си, в котором глава российского внешнеполитического ведомства, отвечая на критику со стороны Запада, сказал буквально следующее: «Мы не друзья и не союзники президента Асада… Мы никогда не говорили, что кризис можно разрешить только, если президент Асад останется у власти».