Решающим моментом стал захват полицейскими государственного телевидения. «Лучшее в нынешней ситуации – моя отставка. Я не хочу править страной железным кулаком», — такими словами сопроводил президент свой уход. После этого он укрылся в здании генерального штаба.
Не сажайте судей
Однако оппозиция именно как «железный кулак» воспринимала 20-дневное заключение главы уголовного суда Абдулы Мохаммеда, оказавшегося за решеткой за то, что он, в свою очередь, освободил активиста оппозиции, арестованного без предъявления соответствующего ордера. После многодневных протестов на центральных улицах Мале, столицы страны (где одновременно собирались и сторонники главы государства) Нашид пошел на беспрецедентный шаг. Во вторник утром он приказал полиции прекратить патрулирование любых демонстраций – и пропрезидентских, и антипрезидентских.
Последовали столкновения, солдаты, по словам очевидцев, пытались применить гранаты со слезоточивым газом. Личный представитель президента Пол Робертс особо подчеркнул, что глава государства запретил использовать резиновые пули.
В такой ситуации около 50 полицейских пошли на захват гостелевидения — с требованием немедленной отставки президента, допустившего беспорядки в столице страны.
По иронии судьбы Мохамед Нашид был первым избранным прямым всенародным голосованием мальдивским президентом. В 2008 году он победил на выборах главы государства, обойдя во втором туре Момуна Гайюма, единолично правившего страной 30 лет.
Однако времена менялись, менялся и президент, к 44 годам ставший все чаще видеть в действиях оппозиции происки своего 74-летнего предшественника. Как сообщает «Аль-Джазира», в стране тем временем росли исламистские настроения, одной из выразительниц которых стала дочь бывшего диктатора Данья Момун, вошедшая в руководство оппозиционной Прогрессивной партии.
Когда все «в доле»
Впрочем, изменение общественных настроений улавливал и ныне низложенный президент. Мальдивы уже находились на грани политического кризиса в начале года, когда правительство распорядилось закрыть сотни спа-центров и массажных салонов, формировавших немаловажную часть доходов туристической индустрии, ведущей отрасли экономики страны. Правительственный указ вызвал на островах большой скандал, поскольку, как выяснилось, большинство подлежавших закрытию оздоровительных заведений принадлежали лидерам оппозиции. Той самой, которая призывала вернуться к исламским ценностям.
Да и члены правящего кабинета, как выяснилось, тоже были «в доле».Тогда президент Нашид быстро пересмотрел принятое было решение.
Экс-диктатор возвращается?
Тем временем экс-правитель Момун Абдул Гаюм заявляет о желании вернуться в во власть. «Оппозиционные партии объединились. Мы проводили совместные демонстрации 28 дней»,- гордо сказал он журналистам. В ответ представитель президента Пол Робертс обвинил его в «организации джихада против главы государства».
В любом случае теперь, после стремительного ухода президента Нашида, оппозиция договаривается о формировании временного коалиционного правительства – которое останется у власти до намеченных на 2013 год президентских выборов.