Эта поездка, в которой Машааля сопровождал наследный принц Катара шейх Тамим бин Хамад аль-Тани, была воспринята как восстановление отношений между иорданской монархией и палестинским исламистским движением.
Король Иордании Абдалла провел переговоры с лидером движения, штаб-квартира которого до сих пор находится в Дамаске, и пятью членами делегации — высокопоставленными представителями ХАМАС, среди которых заместитель председателя Муса Абу Марзук. Шейх Тамим присутствовал на переговорах в качестве посредника.
Машааль, имеющий иорданское гражданство, родился в 1956 году на Западном берегу, которым в то время административно управляла Иордания, и жил там с семьей до тех пор, пока они не были вынуждены бежать после оккупации Израилем этой территории в 1967 году.
Отношения между ХАМАС и Иорданией оставались напряженными с 1999 года, когда власти выслали Халеда Машааля и трех других членов ХАМАС во время гонений на движение, наносящее вред, как они утверждали, безопасности и стабильности в стране.
«Исторический визит»
Высокопоставленный представитель иорданских властей назвал визит главы Машааля «протокольным», передает агентство «Франс пресс». Однако идеологически близкое к ХАМАС движение «Братья-мусульмане» в Иордании считает его «историческим», сообщает «Аль-Джазира».
«Сегодняшняя встреча является исторической. Катарское посредничество поддерживает усилия дворца по переформатированию отношений Иордании и ХАМАС в соответствии с национальными интересами», — говорится на сайте иорданских «Братьев-мусульман».
Выступая перед журналистами после встречи, Машааль выразил надежду, что за ней последуют и «другие главы в прочных отношениях» с Иорданией.
«ХАМАС волнует безопасность Иордании и ее стабильность, и мы уважаем это», — сказал он.
Политический деятель также ответил на звучащие из Израиля предложения создать новую «палестинскую родину» в Иордании взамен права палестинских беженцев на возвращение.
«Движение ХАМАС категорически отвергает все альтернативные проекты «родины» в Иордании, и мы настаиваем на восстановлении всех наших прав полностью, так что Палестина — это Палестина, а Иордания — это Иордания», — заявил он.
По мнению экспертов, этот визит может также способствовать улучшению отношений между правительством и иорданскими исламистами, ставшими одной из основных движущих сил протестного движения, призывающего к осуществлению реформ в стране с января 2011 года.
Кроме того, он должен благотворно сказаться и на отношениях Иордании с Катаром, весьма натянутых в последние годы.
Турция готова принять ХАМАС
В последнее время палестинское движение постепенно сворачивало свою деятельность в Сирии, где не прекращается кровопролитие, и в пятницу этот процесс привлек, наконец, широкое внимание международных СМИ. Среди стран, в которые может переехать из Дамаска штаб-квартира ХАМАС, наряду с Египтом, Катаром и Иорданией, называлась также Турция. Президент Абдулла Гюль не исключает такой возможности.
«Турция уже давно является одним из самых сильных сторонников палестинского дела», — цитировало его в воскресенье агентство «Джихан». – «ХАМАС является политическим органом, который вступил в выборы в палестинском регионе Газа и пришел к власти в результате волеизъявления людей», — заявил Гюль, опровергая утверждения Запада, что власть ХАМАС основывается на «террористической деятельности».
«Наши контакты были постоянными, но нужно подождать и посмотреть, что выйдет из этих частых визитов», — добавил он, отметив, что в будущем связи ХАМАС с Турцией могут стать более тесными.