Все-таки масштабность – великая сила. Когда мы увидели себя вместе, то, кажется, стали несколько иного мнения о себе (как, надеюсь, и власть, которая поняла, что договорные игры в лжепреемника и в лжеурны могут привести к печальным последствиям). Но этот воздух свободы, подкрепленный ощущением силы, сыграл ту же шутку, что и с профессором Плейшнером. Оппозиция, кажется, несколько преждевременно стала отмечать оглушительный успех и строить восхитительные планы по захвату Кремля во время следующего антиправительственного митинга, который заявлен на 24 декабря.
Однако, пока в соцсетях гадают, когда и куда побежит Владимир Владимирович, господин премьер-министр, который интернетов, как известно, не читает, может смело записать в свой актив весомое очко – без зверства «ментов», которого все невольно ждали (и так же невольно на нее рассчитывали?) акция выглядела несколько пресноватой, а иногда и несколько скучной.
Не было режиссера- постановщика, умеющего ловить настроение толпы, и управлять ее эмоциями. Невольно подумалось, что Путин явно угадал с назначением Станислава Говорухина «начальником» своего предвыборного штаба. (Правда с артистами ему будет сложновато…). Поэтому первый урок: митинг уже не может быть стихийным, если он, помимо разрушения, планирует нести и некие созидательные функции.
Ты помнишь, как все начиналось
Все началось за несколько дней до митинга, когда некоторые лидеры оппозиции согласились на перенос митинга с площади Революции на Болотную. Но взамен власть согласилась, аж, в 100 раз увеличить количество участников. Но от перемены мест сумма ссор между вождями резко увеличилась, посыпались подозрения, кого-то назвали засланным казачком, кому-то пообещали возмездие. Но, к счастью, вскоре лидеры помирились и все стали ждать время «Ч».
Но вот только те люди, которые уже сильно настроились покричать «Путин — вор» рядом со стенами Кремля к переносу криков оказались не готовы. Ситуация накалялась. Во многом настроения подогревались гипотезами о том, что будет просто море крови. И люди в twitter’е прощались друг с другом, держа в уме легендарное – «если смерти, то – мгновенной».
К счастью, в самую критическую минуту мужественные лидеры оппозиции обещали этого безобразия не допустить и лично прибыть на Площадь Революции, чтобы проводить свой электорат на Болотную.
Вечно живое мучение
Наконец, время «Ч» наступило на нас. На площадь Революции ринулись журналисты с камерами и фотоаппаратами, чтобы запечатлеть расправу со свободой. Но, — не случилось.
Полицейские почти любезно стали указывать собравшимся гражданам как пройти на Болотную. Среди помогающих (ментам) заметили даже отчаянную защитницу прав власти Тину Канделаки, которая, видимо, знала, что главным оружием против протестующих станет именно вежливость правоохранительных сил. Она постоянно снимала культурное поведение мастеров дубинок на свой айфон.
На так и не возникающую революционную ситуацию озадаченно смотрел Карл Маркс и его лицо, наверно, от удивления, окаменело. Но тут, к счастью, появился Борис Немцов, который, несмотря на холод, воспламенил народ и, немного подражая Данко, повел его к Болотной площади.
Следом за светлыми лицами оппозиционеров мрачно затопала рота националистов, видимо, с трудом сдерживаясь от того, чтобы не нарушить приказ власти и не кричать грязных лозунгов о чистоте расы. Неужели, подумалось, провокаторы сегодня будут отдыхать?
Оппозиция устроила сцену
На Болотную, многие люди пришли с белыми лентами или белыми цветами – по замыслу организаторов это символизировало чистоту помыслов и беспредельную честность.
…Народ все пребывал и пребывал и плотность населения площади непрерывно увеличивалась. Никогда еще так тесно не сплачивались либералы, и коммунисты, демократы, монархисты и анархисты, националисты и лица откровенно не русской национальности.
Над толпой развевались флаги самых разных организаций. Несмотря на жуткий холод, люди радовались, приветливо улыбались и дружно кричали лозунги, которые докатывались со сцены. В основном, доставалось Путину и Чурову, в которого предлагалось засунуть (не могу даже предположить — куда) все фальшивые голоса. К удивлению, перепадало и Медведеву, что доказывало — как политик он явно состоялся.
А на сцене все было не так разнообразно. Ораторы, меняя друг друга, не меняли своих словосочетаний. Все требовали честных выборов или перевыборов и массовых отставок. Часам к четырем людям стало довольно скучно, и народ потянулся по домам.
Мы изменились, и все прежнее не имеет перспектив
Мне показалось, что за все время митинга толпа жила немного отдельной от сцены жизнью. Люди были чрезвычайно интересны друг другу и радовались как дети от своей все возрастающей численности. Наверно, все мы просто устали быть «пиплом, хавающим всё». По своей смелости говорить то, что думаешь.
Просто невероятно, что между Чистопрудным бульваром и Болотной площадью прошло всего пять дней, но, кажется, мы прожили лет десять. Мы стали – другими, и в этом главный итог этих протестных митингов. И это изменившееся «мы» должны осознать не только власть, но и лидеры оппозиции.
— Предлагаю создать партию блогеров, — заявил молодой человек, безотрывно пишущий что-то в twitter. – Так как на этих надежды нет.
— Я против Партии жуликов и воров, но меня печалит, что другие партии не предлагают никаких программ, — сказал пожилой мужчина, который ушел с митинга в числе первых.
Отношение к оппозиции ярко иллюстрировал и плакат: «Я не голосовал за этих сволочей (имелось в виду ЕР) – я голосовал за других сволочей».
Что порадовало особо
Произошли события, которые добавили акции определенную меру благородства. Например — депутат Гудков, заявил, что «Справедливая Россия» сдаст мандаты. В этом, конечно, мало поверили, все-таки, партия напоминает скорее не оппозицию, а запасную позицию власти. Но даже благие намерения — вызвали аплодисменты.
Во-вторых, освистали националиста Крылова. Националистов вообще в толпе не очень жаловали и называли провокаторами — те поджигали файеры и напоминали, кому принадлежит Россия. Но не слишком темпераметно – поняли, что попали не туда.
В-третьих, организаторы митинга не забыли поблагодарить сотрудников правоохранительных органов, которые «работали на мероприятии как полиция демократического государства». Думаю, и «космонавтам» понравилось быть людьми. И не закрывать лица.
Требования митингующих:
1. Немедленное освобождение политических заключенных
2. Отмена фальсифицированных выборов.
3. Отставка Чурова и расследование всех фактов нарушений и фальсификаций. Наказания виновных
4. Регистрация оппозиционных партий, принятие демократического закона о партии и выборах
5. Проведение новых открытых и честных выборов.
Власти дано две недели, чтобы выполнить все эти требования.