Ныне вряд ли кто-нибудь усомнится во всемирном значении ислама. А значит, найдется много желающих узнать лучше эту религию. Однако ислам многолик, в нем имеется несколько течений. Ранее мы уже говорили о различиях между суннитами и шиитами, обусловленных, прежде всего, фактами политического характера. Теперь же мы остановимся на суннитских ответвлениях и узнаем, чем различаются суфисты и салафиты.
Суфисты и салафиты: извечное противостояние
Мухаммад аль-Ваххаб полагал, что лишь первые три поколения последователей Пророка были носителями истинной веры. А все, что было после них, считалось опасным нововведением, пусть и основанным на шариате. Эта мысль постепенно обретала сторонников; так и появился ваххабизм. Сами же последователи этого течения называли себя салафитами.
Основные пункты их догматики сосредоточивались на следующем:
- вере в единого бога (таухид), который имел материальную оболочку.
- полном отрицании любых новшеств.
- предельно буквализированном толковании слов Пророка.
Всех, кто не разделял точку зрения салафитов, они относили к заблудшим или даже неверным, что порождало определенного рода экстремизм. Особенно это проявлялось по отношению к суфистам.
Суфизм как течение зарождался в 8 веке. Его основное положение строится на возможности очистить сердце путем следования заветам наставника. Тем самым суфизм вступает в противоречие с ваххабитами в двух пунктах: отсутствии посредников между Всевышним и человеком, а также вере в единого бога. Не будет преувеличением сказать, что огромная разница между суфистами и салафитами делает их полными противоположностями. Если первые максимально открыты всяческим нововведениям, то вторые считают нужным всячески оберегать от них ислам.
Почему так важно знать о течениях ислама любому россиянину, пусть даже и неверующему? Дело в том, что с начала 90-х годов на территорию нашей страны начали проникать ваххабиты. Причиной тому была не только массовая миграция в районы Северного Кавказа, но и поддержка из-за рубежа. Противоречия между радикалами и традиционалистами уже воплощаются в конкретных действиях. Так, в 2012 году был убит известный шейх-суфист Саид аль-Чиркави. К нему в дом пожаловала смертница, отняв жизнь не только у своей жертвы, но и еще у нескольких человек. Убийцей оказалась Анна Сопрыкина, которая незадолго до преступления стала сторонницей салафитов.