25 ноября в Махачкале прошел митинг с требованием прекратить произвол силовиков. По разным данным в акции протеста участвовало от 2 тысяч до 5 тысяч мусульман. Люди, пришедшие на акцию протеста, требовали прекратить произвол силовых структур — пытки, похищения, внесудебные преследования.
Лучшее решение проблемы – диалог
Власти республики оперативно отреагировали на произошедшее. Членов оргкомитета митинга пригласили в дагестанское правительство, где с ними встретились глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, министр внутренних дел по Дагестану Абдурашид Магомедов и вице-премьер Ризван Курбанов. Участник этой встречи правозащитник Зиявутдин Увайсов сообщил, что разговор состоялся весьма конструктивный разговор, и было достигнуто взаимопонимание по многим вопросам, что говорит о том, что дагестанские власти заинтересованы в расследовании подобных инцидентов.
Говоря о прошедшем митинге, Увайсов сообщил, что по их данным в акции приняло участие более 8 тысяч человек. Организаторы планировали проводить пикеты каждую пятницу, но в ближайшее время их не будет. Увайсов отметил, что по просьбе главы Дагестана, сформировано предложение по поводу расследования похищений в республике. «Ответ будем ждать две-три недели, максимум — месяц», — сообщил Увайсов.
Отметим, по данным организаторов митинга с начала года в Дагестане было похищено 30 человек (7 из них в октябре). К похищениям, по словам адвоката Увайсова, причастны работники правоохранительных органов.
Участники брифинга особо подчеркнули, что Кизлярский район Дагестана является лидером по произволу силовиков. По их словам, более 50 мусульман пострадали от незаконных действий полицейских – пытки, фабрикация уголовных дел, подкидывание оружия и наркотиков и т.д.
На нет и суда нет
Правда, поведение силовых структур говорит об обратном — по их убеждению, ничего подобного в республике не происходит, и расследовать тут нечего. Сразу после митинга работники ДПС попытались задержать одного из организаторов акции Саадулу Абусупьянова. К счастью, удалось дозвониться до вице-премьера Ризвана Курбанова и выяснить все обстоятельства. Оказалось, что работники Центра по противодействию экстремизму МВД просто хотели выяснить у Абусупьянова, зачем он участвовал в организации митинга. Чистое любопытство и ничего более.
Дагестанское МВД также распространило заявление, в котором подчеркнуло, что слова Увайсова о том, что «правоохранительные органы во время встречи с представителями митинговавших признали факты похищения людей, пыток и внесудебных преследований», являются необоснованными. «Если мыслить здраво, исчезновения людей, в первую очередь, выгодны самому Увайсову: чем больше протестов к органам, тем больше денег заработает», пишут в своем пресс-релизе сотрудники МВД, и призывают Увайсова не дезинформировать пользователей интернет-сообщества.
Похищения — это гипотеза. Или мираж
Дагестанская прокуратура тоже высказалась по поводу похищений. «Объективная картина с похищениями людей» — так скромно озаглавили в прокуратуре этот документ.
В прокуратуре отметили, что результаты изучения уголовных дел показывают, что информация о причастности сотрудников правоохранительных органов к похищениям людей носит лишь «предположительный характер и основывается на том, что похитители вооружены огнестрельным оружием, одеты в камуфлированную форму и в маски».
Пикетчиков взяли на учет
Но при этом дагестанские правоохранители стали активно интересоваться участниками митинга. 30 ноября в Дагестанском государственном педагогическом университете прошло заседание, на котором присутствовали представители правоохранительных органов. Ректор университета Джафар Маллаев отчитывал студентов за то, что они приняли участие в митинге, где «звучали призывы свержения конституционной власти». Правоохранители в свою очередь заявили, что они взяли на особый учет этих студентов, а также десятки других студентов из университетов Дагестана, которые тоже пошли на митинг.
Как отметили в своей резолюции организаторы митинга: так еще случается в Дагестане — люди, которые на себе испытали ужасы от беспредела власти и посмели об этом заявить, подозреваются в «призывах к свержению конституционной власти».