Ингуши и чеченцы появились на Украине еще во время событий на Майдане. Некоторые из них, такие как Амина Окуева (жена Адама Осмаева, арестованного украинскими властями в 2012 году и ожидающего экстрадиции в Россию, где его обвиняют ни много ни мало в подготовке покушения на Путина), стали звездами местных СМИ. Они и сегодня охотно дают интервью журналистам и участвуют в ток-шоу, рассказывая о том, что приехали на Майдан сражаться за свободу Украины.
Ингушские оппозиционеры не сильно отставали от своих братьев по крови. Некоторые из них даже участвовали в столкновениях на ул. Институтская. А в интернете было размещено письмо совета старейшин Ингушетии со словами поддержки украинской оппозиции, что вызвало у официального Магаса весьма неоднозначную реакцию.
Однако официальных данных о том, что кто-то из вайнахских «героев» Майдана отправился воевать с сепаратистами на юго-восток страны, нет.
Воюют в масках, а хоронят их тайно
О воюющих, но уже на стороне пророссийских сепаратистов, чеченцах на юго-востоке Украины заговорили буквально сразу после начала боевых действий. По крайней мере, присутствие одного чеченца из числа местных жителей в рядах сепаратистов признал Игорь Гиркин (Стрелков) — командир сепаратистов в Славянке. Кардинально ситуация изменилась после провозглашения ДНР и ЛНР. В интернете появились рассказы о вербовочных пунктах в Чечне, которые якобы отправляли добровольцев в Донецк и Луганск и платили всем желающим воевать с украинской армией 150 тысяч рублей в месяц.
Официальный Грозный отрицал все. Рамзан Кадыров, будучи большим любителем угрожать «врагам» Путина и России, всегда подчеркивал, что его людей в Украине нет, так как нет приказа главнокомандующего, а за добровольцев он не отвечает и сомневается в том, что они там есть.
Все эти разговоры закончились 25 мая, когда колона КАМАЗов въехала на центральную площадь Донецка. Корреспондент CNN взял интервью у двоих добровольцев, которые признались, что они из Чечни. А на следующий день после разгрома сепаратистов в аэропорту Донецка уже корреспондент Le Figaro встретил чеченцев, которые договаривались с таксистами о вывозе в Чечню тел их погибших товарищей.
И 31 мая Кадыров признал, что в Украине воюет 14 чеченских добровольцев, но он их туда не посылал и даже пытается остановить тысячи чеченцев, желающих ехать туда. Но если будет приказ Путина, он располагает силами численностью 74 тысячи добровольцев, готовых идти воевать, но не в Донецк, а сразу в Киев.
После разгрома сепаратистов в аэропорту Донецка несколько кавказских сайтов написали, что там погибло больше 40 чеченцев из Гудермеса, Грозного, и что их тела доставлены в Чечню. Подтвердить эту информацию не может никто, но в сети выкладывают десятки фото убитых и раненых вайнахов.
По слухам, похороны убитых в Украине проводятся тайно. В народе говорят и о нескольких ингушах, погибших там, но опять же, доказательств этому нет. Единственное, что известно, так это то, что чеченцы, которые воюют в Украине, это остатки какиевского батальона «Запад» и ямадаевского батальона «Восток». Батальон «Восток» хорошо зарекомендовал себя во время войны в Грузии. Но в 2009 году, после конфликта между их командиром Сулимом Ямадаевым и Кадыровым, Ямадаев был убит, батальон разгромлен, часть бойцов похищена или уничтожена. Немногим из бывших ямадаевцев удалось, через родственные связи, устроиться служить к Кадырову.
Командир «Запада» Саид-Магомед Какиев не стал ссориться с Кадыровым, часть его солдат перешли служить к Рамзану, а сам он получил должность заместителя военного комиссара Чечни по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
В одном окопе вчерашние враги?
В отличие от чеченцев, прошедших через две войны, одну из которых им даже удалось выиграть и получить известность профессиональных вояк, об ингушах мало кто знает. Да, сотни ингушей принимали участие в обеих чеченских компаниях на стороне чеченских сепаратистов. Но если участие чеченцев в украинских событиях вызывает реакцию даже государственного секретаря США Джона Керри, то на заявление Евкурова об участии 25 ингушей обратили внимание разве что в российских и украинских СМИ.
В отличие от Кадырова, Евкуров не делает резких заявлений в адрес украинских властей, а даже наоборот, считает, что украинцы должны сами решать свои проблемы без вмешательства со стороны. По его словам, к нему обращаются молодые ингуши, желающие поехать воевать в Украину на стороне сепаратистов, но он их отговаривает.
«Я их спрашиваю: с какой целью и зачем они собираются туда ехать? И объясняю, что нужно дать украинцам возможность разобраться самим», — рассказал корреспонденту «Интерфакс-Юг» глава Ингушетии.
Не менее удивительно, что ингуши воюют в Украине плечом к плечу с добровольцами из Южной и Северной Осетии, которых там тоже несколько десятков, и возможно, что некоторые из них принимали участие в осетино-ингушском конфликте.
Бойцы пропагандистского полка
Но если говорить откровенно, ни чеченцы, которые приехали туда не как организованное воинское подразделение, а просто как группа людей, в основном не знающих друг друга даже по имени, ни участие ингушей, осетин и других представителей Северного Кавказа не могут серьезно повлиять на ход событий в Украине. События в Донецке, а вчера и в других городах юго-востока, которые украинская армия смогла отбить у сепаратистов, показали, что никакой реальной боевой силой северокавказцы в Украине не являются. Они пища для пропаганды. Пропаганда сепаратистов использует их как пугало для Киева, бесконечно рассказывая байки о некоем «газавате», который объявили северокавказцы Украине, даже не вдаваясь в смысл слова «газават».
А украинская пропаганда использует их, как демонстрацию участия и поддержки Россией сепаратистов. Ну и самое главное, бородатые темные лица с характерным акцентом — лучшая реклама против утверждений о защите русских в Украине, которых, откровенно говоря, осталось не много в тех республиках, откуда приехали горцы-добровольцы. Не говоря уже о негативном отношении немалой части российского общества к выходцам с Северного Кавказа, которых они обвиняют едва ли не в геноциде русских в северокавказских республиках в 90-е годы.