«Я объявляю о своем невмешательстве во все политические дела, и о том, что с этого момента нас не представляет ни один блок, и никакой пост внутри или вне правительства или парламента», — цитирует его воскресное заявление агентство «Франс пресс».
Не занимавший никакую официальную должность в правительстве аль-Садр оказывал, тем не менее, значительное влияние на иракскую политику.
После вторжения американских войск в 2003 году он создал так называемую «Армию Махди», насчитывавшую около 60 тысяч бойцов и ставшую одной из основных сил сопротивления иностранным военным.
В 2008 году Армия Махди была расформирована под давлением правительства, после столкновений с регулярной армией, подчиняющейся премьер-министру Нури аль-Малики.
Однако влияние Муктады аль-Садра не ослабло: он уже возглавлял политическую партию «Садр», названную в собственную честь, и вошедшую в парламентскую коалицию Иракский национальный альянс.
Аль-Садр активно выступал против дальнейшего присутствия США в Ираке после свержения Саддама Хусейна.
В 2004 году правительство под давлением назначивших его Соединенных Штатов выдало ордер на арест Садра, обвиненного в причастности к убийству конкурирующего религиозного лидера.
В декабре следующего года члены его партии баллотировались в парламент в составе объединившего шиитские политические группы Иракского национальный альянс.
Но в ноябре 2006-го Садр объявил бойкот иракского правительства в знак протеста против саммита, проведенного премьером аль-Малики и американским президентом Джорджем Бушем в Иордании.
Бойкот продолжался два месяца, после чего садристы вернулись в парламент. Но тут их лидер покинул страну, спасаясь, как он объяснил, от преследований американских военных. И отправился изучать теологию в иранский город Кум.
Даже находясь в добровольном изгнании, Муктада аль-Садр оказывал значительное влияние на иракскую политику. Вернувшись на родину в 2011 году, он стал резким критиком аль-Малики, и призывал премьера уйти в отставку, называя «жаждущим признания диктатором» и обвиняя в намерении отсрочить или отменить выборы.
Объявление аль-Садра об уходе из большой политики, прозвучавшее за два месяца до парламентских выборов, стало неожиданностью даже для его ближайших сторонников, сообщает National.
Проповедник, умело сочетающий национализм с религиозными призывами, пользуется популярностью у многих шиитов Ирака. В то же время противостояние премьер-министру аль-Малики, обвиняемому в преследованиях мусульман-суннитов, заслужило ему признание суннитского населения страны.