Египетский министр обороны встретился с В.Путиным, который пожелал Абдель Фаттаху Сиси успехов в борьбе за президентский пост. «Это очень ответственное решение — возложить на себя такую миссию за судьбу египетского народа. Я и от себя лично, и от имени российского народа желаю вам успехов», — сказал президент России. Одновременно он пожелал министру, пришедшему к власти после переворота, в ходе которого был свергнут законно избранный президент Мухаммад Мурси, наладить отношения со всеми слоями египетского общества. «От стабильности в Египте в значительной степени зависит стабильность ситуации на всем Ближнем Востоке», — отметил В. Путин. Он поблагодарил ас-Сиси за то, что тот прибыл на переговоры в Россию, несмотря на непростую внутреннюю ситуацию в Египте. «Спасибо вам за ваш визит. Знаю, что у вас там сейчас много проблем», — подчеркнул он.
Сиси в свою очередь поблагодарил президента России «за возможность обменяться мнениями по самым острым животрепещущим вопросам и обсудить их в духе доверия и симпатии» и заявил, что «Египет заинтересован во всех формах сотрудничества с Россией».
Все это как бы официальный антураж и формальная интерпретация визита Сиси в Москву. Но у каждого важного дипломатического события есть несколько скрытых и полусекретных смысловых уровней.
За кулисами
Сначала о полусекретных аспектах. У Египта денег сегодня нет, кто же будет оплачивать российское вооружение? Накануне приезда Сиси, произошла целенаправленная утечка слухов, что якобы это сделает Саудовская Аравия. Однако у Эр-Рияда очень сложные отношения с Вашингтоном, и саудовские лидеры не будут еще больше дразнить американцев. Кроме того, для короля Абдаллаха самое главное сейчас – пропихнуть на свое место сына Мутейиба. А Вашингтон должен дать свое «одобрямс». Поэтому денег Саудия Каиру не даст. Следовательно,… оружие будет поставляться в Египет за счет российского кредита.
Теперь ответ, вынесенный в заголовок. Действительно, зачем Сиси приезжал в Москву. Формально по одной простой причине. Только Россия пригласила новоявленного «фельдмаршала» приехать в Москву. Никакая другая страна, даже из союзников египетских генералов, не захотела это сделать, в силу того, что, по большому счету, Сиси – государственный преступник. В июле он сверг легитимно избранного президента Мухаммада Мурси, который сейчас незаконно находится в тюрьме, а самая массовая организация в Египте «Братья-мусульмане» объявлена террористической.
А теперь о скрытых аспектах этого визита. Сначала – зачем самому Сиси так захотелось побывать в Москве? Ведь Египет как был, так и остается в сфере влияния США, высшее военное руководство Каира более чем лояльно к Вашингтону, а каждый третий доллар в экономике Египта — американский.
Во-первых, Сиси надо существенно укрепить свой авторитет среди высшего египетского офицерства. Многие генералы по-прежнему относятся к нему как к выскочке, считая, что «не по Сеньке шапка».
Во-вторых, Сиси хочет повысить свою популярность в стране. Практически во всех слоях сегодняшнего Египта очень сильны антиамериканские настроения. Поэтому и растет ностальгия по Гамаль Абдель Насеру, который, при поддержке Москвы, смог в свое время бросить вызов Вашингтону. Поскольку Сиси разыгрывает карту «Я – второй Насер», то, конечно, поездка в Москву, накануне президентских выборов, должна была обязательно состояться.
В-третьих, социально-экономическое положение в Египте крайне сложное, дестабилизация усиливается, денег нет, крупными инвестициями и не пахнет. Поэтому все эти разговоры о потеплении российско-египетских отношений, покупке вооружений в таких масштабах очень похоже на заигрывание с Москвой как с потенциальным инвестором. Кроме того, Россия является в последние годы самым крупным поставщиком продовольствия. А после красивых слов в адрес Путина, заявлений о «традиционной дружбе между Россией и Египтом», Москва может и хорошую скидку дать на зерновые.
В-четвертых, поездка в Москву нужна была Сиси для того, чтобы Вашингтон обратил на него большее внимание. Судя по всему, и в «вашингтонском обкоме партии» Сиси котируется не очень высоко.
Наконец, в-пятых, нельзя исключать и прямо конспирологического момента. Сиси и в последние годы при Мубараке и при Мурси возглавлял военную разведку. Соответственно, у него были весьма интенсивные, вплоть до полностью засекреченных, контакты со своими американскими партнерами из РУМО и Пентагона. Более того, только очень наивный человек может предположить, что он занял пост руководителя военной разведки без соответствующего согласования со своим американским куратором. Поскольку американцы в последние годы достаточно экономно относятся к помощи своим сателлитам, вполне возможно они с удовольствием будут смотреть на то, как Россия становится экономическим спонсором «черной дыры» под названием коррупционный Египет.
Что хочет Москва
А что же хочет Москва, в таком случае, от нелегитимного Сиси? Вряд ли Кремль заинтересован в том, чтобы «мясник», как его многие называют в Египте, так грубо использовал Россию в своих личных целях?
Во-первых, как гласит новейшая российская внешнеполитическая парадигма, «необходимо работать со всеми», если это может принести пользу России. Собственно, это прямое отражение путинского идеологического прагматизма. Улучшение отношений с Египтом, пусть даже временное, все равно это неплохой козырь в сложной комбинационной игре с Америкой на Большом Ближнем Востоке — и по Сирии, и по Ирану, и по палестинскому вопросу, и по другим вопросам.
Во-вторых, в большой политике должны быть конкретные люди, с которыми можно работать, решать проблемы и договариваться. В принципе, с российской точки зрения, Сиси может стать такой фигурой. Ведь, после Садата фактически у Кремля не было в Египте политических фигур, на которых можно было бы делать ставку. А здесь сам появляется фельдмаршал и предлагает себя. Кроме того, в Москве Сиси считают «сильным человеком», даже, если у него руки по локоть в крови.
В-третьих, принцип «дипломатия – искусство возможного» никто пока не отменял. Для Москвы это означает, что с Сиси можно работать на перспективу, вот еще по какой причине. Его встречи с российскими руководителями, его первый внешнеполитический визит именно в Москву, возможно, конфиденциальные переговоры с Путиным, восстановление военных связей – все это объективно должно прибавлять количество врагов у Сиси в США, вызывать там подозрение к нему, затруднить в будущем восстановление доверительных отношений Каира с Вашингтоном.
В-четвертых, для Москвы крайне важно, особенно в ближайшие год-два, наладить доверительные отношения с Саудией и другими арабскими государствами Залива, вновь попробовать хоть немного их дистанцировать от США. Потому что для Кремля проблема нефтяных финансовых потоков и координация цен на мировом рынке углеводородов в ближайшее время превращается в ключевую. Поскольку политическое значение Сиси весьма важно для Эр-Рияда, то у Кремля появляется гипотетическая возможность выстроить перспективный треугольник: Москва – Каир – Эр-Рияд.
В-пятых, необходимо исходить из того, что в политике не всегда господствуют только рациональные моменты. В российском руководстве, по-прежнему, жив советский еще миф, что Египет – ключевая страна арабского мира, что Египет – ключевой форпост влияния на весь арабский мир. Конечно, это давно уже не так, но в большинстве случае люди предпочитают мифы, а не реальность.
…Таким образом, приезд в Москву и встреча Абдель Фаттаха Сиси с Владимиром Путиным означает начало новой, сложной, комбинационной, политической игры на Ближнем Востоке. Как говорят циники во всем мире: «Ничего личного, только бизнес».
Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»