«Одобрение консенсусной, демократической конституции сигнализирует о продвижении тунисской революции, и, безусловно, окажет положительное влияние на другие страны «Арабской весны», — сказал глава «Аль-Нахды» Рашид Ганнуши агентству «Анадолу».
Он обвинил «некоторые страны» в попытке «экспортировать в Тунис опыт контрреволюции», отметив, что теперь его страна окажет влияние другие собственным опытом.
«Но мы не будем вмешиваться в дела других стран», — подчеркнул лидер «Аль-Нахды, не раз категорически осуждавший свержение военными демократически избранного египетского президента Мухаммада Мурси, называя это «переворотом против законности.
Демократический опыт Туниса станет «лучшим ответом тем, кто утверждает, что демократия не подходит арабским и исламским государствам», заявил Ганнуши.
Третий и окончательный вариант конституции был одобрен национальным учредительным собранием страны в воскресенье, через три года после свержения диктатуры Бен Али, с которого началась волна восстаний «Арабской весны» по всему региону.
Документ, на разработку которого ушло два года, представляет собой смесь тщательно сформулированных концепций, получивших поддержку как правящей исламской «Аль-Нахды», так и светской оппозиции.
«Рождением этого текста мы подтверждаем нашу победу над диктатурой», — сказал президент Марзуки, обращаясь к национальному собранию перед подписанием одобренного проекта.
«Многое еще предстоит сделать, чтобы ценности нашей конституции стали частью нашей культуры», — добавил он.
Чтобы избежать участи соседних стран, охваченных политическим кризисом, «Аль-Нахде» пришлось отказаться многих своих первоначальных требований к конституции.
Одобренный всеми сторонами проект называет ислам религией Туниса, во вступительной части признается арабо-мусульманская идентичность тунисцев.
Первые две статьи в тщательно продуманных выражениях определяют баланс между исламской и светской точками зрения в стране. Эти статьи не подлежат исправлениям будущими правительствами.
Новая конституция, которую наблюдатели называют одной из наиболее прогрессивных в регионе, гарантирует равные права для мужчин и женщин.
Исполнительная власть разделена между премьер-министром, которому принадлежит доминирующая роль, и президентом, сохраняющим ключевые полномочия в области обороны и иностранных дел.
Ислам не упоминается в качестве источника законодательства, хотя и признается как религия страны. Государство обязано «запрещать любые нападки на то, что свято», и в то же время гарантируется свобода совести.