Закрыть

Праздники и приметы

Саудия и Кувейт взялись за «ихвановских» имамов

 

По сообщениям саудовских СМИ, в последние месяцы около 20 религиозных деятелей были уволены или отстранены от чтения проповедей.

В Кувейте, политическая система которого относительно открытая,  по сравнению с другими странами Персидского залива, власти возобновили мониторинг проповедей, убрали из эфира одного телевизионного проповедника и депортировали имама-иностранца.

События в двух арабских монархиях  отражают резкий взлет и падение египетских  «Братьев-мусульман»,  предлагающих религиозную альтернативу династическому правлению и имеющих немало сторонников в Персидском заливе.

Египетские военные вызвали в июле и августе возмущение многих влиятельных имамов и простых граждан в регионе, когда совершили переворот, упрятав за решетку  президента Мурси, члена «Братства», а затем расстреляли сотни его сторонников.   Однако и Саудовская Аравия, и Кувейт пообещали свою поддержку новому египетскому правительству.

«Чувствительность к деятельности «Братьев-мусульман», и к политической деятельности в целом повысилась», — отмечает директор Исследовательского центра Брукингса в Дохе Салман Шейх.

Кувейт и Саудовская Аравия и дальше будут «довольно бескомпромиссно относиться к деятельности «Братьев-мусульман», и всех кто предположительно их поддерживает», цитирует его «Рейтер».

В Саудовской Аравии «Братство» запрещено,  в Кувейте к нему относятся настороженно, хотя члены местного отделения  составляли значительные фракции в предыдущих парламентах.

Обе страны — и другие монархии Персидского залива — беспокоит то, что «Братство» придерживается активной политической доктрины, побуждающей его сторонников добиваться перемен.

Несмотря на запрет, Саудовская Аравия терпела неофициальные встречи «Братьев-мусульман», при условии, что  на них не обсуждалась политика.

Но обеспокоенность влиянием  движения резко возросла, когда саудовская королевская семья поддержала в июле военный переворот в Египте.

Саудовские власти отстранили от религиозной деятельности  эр-риядского имама, который в транслировавшейся в августе по телевидению проповеди критиковал командующего египетской армией аль-Сиси.

В том же месяце кувейтянин Тарик аль-Сувайдан, известный в арабском мире своими лекциями по самосовершенствованию, был уволен с должности ведущего саудовского телешоу,  после того как во время лекции в Йемене назвал себя «одним из лидеров «Братьев-мусульман».

Напряженность в регионе усугубляется и войной в Сирии. Связанные с властями имамы в Саудовской Аравии с начала конфликта осуждали  правительство Асада и призывали поддержать сирийскую оппозицию.

В прошлом году в результате организованной правительством кампании для сирийских беженцев было собрано 140 млн долларов.

Многие кувейтские имамы использовали социальные медиа, чтобы привлечь частные пожертвования для повстанцев, а некоторые даже занимались сбором средств на  их вооружение.

Но в августе правительство Кувейта запретило телешоу имама Шафи аль-Аджми,  который высказался за вооружение сирийских повстанцев,  и в социальных сетях  призывал сражаться с бойцами ливанской «Хезболлы», воюющей на стороне Асада.

Аджми, имеющий  более четверти миллиона последователей в «Твиттере», отстранен от чтения проповедей, сообщили местные СМИ.

Религиозное министерство  разослало  этим летом по мечетям послание, призывающее имамов сконцентрироваться на вопросах морали, и после годового перерыва вновь начало записывать проповеди.

Но если в том, что касается  проповедей, у властей еще есть  рычаги давления,  контролировать то, что  говорят в социальных медиа —  гораздо более сложная задача.

Саудовская Аравия мониторит в «Твиттере»  сообщения известных проповедников; в Кувейте имамам, которые нарушают в соцсетях «руководящие принципы», грозил отстранение от работы, а иностранцам – депортация.

И все же вряд ли правительство зайдет настолько далеко, что заставит  имамов читать только официально  утвержденные проповеди, считает саудовский проповедник и правовед Абдульазиз аль-Касем, выступающий за  ограниченные реформы в стране.

Поскольку в Саудовской Аравии десятки тысяч мечетей, и  религиозные деятели имеют огромное влияние и независимость,  такой сценарий было бы просто  невозможно реализовать, считает он.

«Страна едва в состоянии управлять экономикой и соблюдать верховенство закона», — отмечает аль-Касем.

Однако религиозные деятели не должны этим пользоваться, считает он: «Проповедники увлеклись междоусобными войнами и забыли о роли мечети как трибуны для религиозных проповедей».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях