В начале ноября к этому же призвала консервативная Партия национального действия – третья по величине политическая сила страны.
А в середине месяца надежду на то, что музей вновь станет мечетью, выразил Бюлент Аринч – заместитель премьер-министра Эрдогана.
«Мы сейчас стоим рядом с мечетью Святой Софии — мы смотрим на печальную Айя София, но, надеюсь, скоро мы увидим ее снова улыбающейся», — сказал он, выступая на открытии музея ковров по соседству с древним комплексом.
Если в прошлом можно было мириться с функционированием музеев в бывших мечетях, то сейчас «Турция стала другой», отметил Аринч.
Базилика Святой Софии была построена в шестом веке на месте сгоревшего прежнего храма константинопольским императором Юстинианом, и стала крупнейшим на то время христианским собором мира.
В 1453 году, когда город перешел под власть Османской империи, султан Мехмет II не стал разрушать христианскую базилику, а превратил ее в мечеть, велев закрасить фрески на стенах.
Когда Османская империя рухнула в начале 20 века, и на ее развалинах возникла светская Турецкая Республика, мечеть была закрыта, и только в 1935 году вновь открыта свои двери – но уже как музей.
Под снятыми слоями штукатурки обнаружились нетронутые старинные фрески и мозаики, и вскоре Айя София превратилась в одну из основных туристических достопримечательностей страны.
Историк Юсуф Халачоглу — депутат парламента от Партии национального действия, первым предложивший вернуть архитектурному памятнику статус действующей мечети – утверждает, что никаких юридических оснований продолжения в нем музейной деятельности нет.
Внимательное изучение указа, превратившего храм в музей, выявило несоответствие даты его издания реальным событиям тех лет. Кроме того, эксперты сочли поддельной подпись на документе, сообщает worldbulletin.net.
Декрет от 24 ноября 1934 года подписан «К. Ататюрк», хотя историкам прекрасно известно, что основателя и первого президента Турецкой Республики звали тогда просто Гази Мустафа Кемаль. Прозвище «Ататюрк» — «Отец турок» — он получил позже.